• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка «Мария Элленридер: неизвестный альбом»

до 4 июля 2019 г.

Выставка одного предмета – уникального альбома рисунков немецкой художницы Марии Элленридер (1791 – 1863) из собрания Музея.

Среди художников, создающих произведения на религиозную тему, лишь немногие воспринимают свое творчество как служение Богу. Здесь можно упомянуть таких мастеров, как Фра Анджелико, круг назарейцев или Мориса Дени. К ним также относится и немецкая художница Мария Элленридер. Посредством своих работ – живописных и графических – она проповедовала христианские идеалы и добродетели, которым сама старалась следовать. О том, что искусство есть двигатель христианского чувства, говорил молодой художнице ее покровитель и наставник – Игнац Генрих фон Вессенберг (1774–1860) – знаменитый немецкий теолог, политик, церковный деятель и реформатор, долгое время занимавший должность генерального викария архиепископства Констанцского. В 1820-х гг. в Италии Мария познакомилась с творчеством назарейцев – группой немецких и австрийских художников, проживавших в Риме и обратившихся в своих поисках к мастерам эпохи Средневековья и раннего Ренессанса.

В возрасте 19 лет Мария поклялась посвятить себя и свое творчество Богу, всегда следовать стезе христианской добродетели и нравственности, жертвовать всем земным и суетным ради вечного. Она сознательно не выходила замуж, так как, по ее мнению, семейная жизнь мешала выполнению духовной миссии. Не будучи монахиней, в светском окружении художница воплощала в жизнь монашеские идеалы.

Четвертая дочь придворного часовщика и внучка придворного художника, Мария Элленридер родилась в 1791 г. в Констанце. Сначала она училась искусству миниатюры у Йозефа Бернхарда Айнзла, а в 1813 г. при поддержке Игнаца фон Вессенберга поступила в Королевскую Академию художеств в Мюнхене. В «век революций» Элленридер стала первой женщиной в Германии, прошедшей полный курс обучения в академическом учреждении. Первыми ее заказами были портреты – в том числе членов семей немецкой аристократии: княжеских династий Гогенцоллерн–Зигмаринген, Фюрстенбергов и др. Несмотря на значительный успех в портретной живописи, художница, однако, вскоре предпочла отказаться от этого жанра, чтобы полностью посвятить себя религиозному искусству. В 1820 г. она получила заказ на создание монументального алтарного образа, а также двух картин для приходской церкви в Ихенхайме (Ортенау), создав тем самым прецедент: впервые в Великом герцогстве Баденском женщина выполняла заказ на алтарное полотно для католической церкви. Завершив работу, в 1822 г. Мария на собственные средства отправилась в Италию, где продолжила образование, изучая и копируя живопись старых мастеров, прежде всего, Рафаэля и Перуджино. Там же она познакомилась с творчеством назарейцев. Вернувшись на родину, художница часто получала заказы на оформление церквей, как католических, так и протестантских. В 1829 г. великий герцог Баденский пригласил ее занять должность придворного художника, на что она ответила согласием. Вплоть до смерти в 1863 г. Мария Элленридер плодотворно работала, создавая, помимо портретов, многочисленные религиозные полотна: картины «Пустите детей приходить ко мне», «Рождество Христово», «Богоматерь с отроком Христом», портреты святых – св. Цецилии, св. Иосифа Обручника, св. Варфоломея, св. Стефана, св. Карла Борромео и др.

С картиной «Пустите детей приходить ко мне» («Иисус – друг детей») связан уникальный предмет из фондов музея. Это альбом рисунков, выполненных Марией Элленридер в 1841–1847 гг. Альбом, состоящий из 61 рисунка, большая часть которых датирована и подписана художницей, не известен не только широкой публике, но и биографам художницы. Элленридер интересуют такие темы, как христианское благочестие, материнство, любовь, дружба. Сцены в храме, религиозные процессии, изображения людей в состоянии молитвы дополнены двадцатью листами с образами святых. Погрудные изображения святых Клары, Екатерины Александрийской, Розы Лимской, Антония Аббата, Конрада, Карла Барромео, апостолов Павла, Варфоломея, Иоанна и др. отличают изящество, красота и искренность исполнения. Известен офорт, созданный художницей по одному из рисунков – «Мать учит своих детей молитве». Художница подписывает города, в которых она наблюдала зарисованные ею сцены – родной Констанц, Карлсруэ, Оффенбург, Рим, Болонья, Бюлах и др. Рисунки воспроизведены на листах альбома, выпущенного знаменитой английской фирмой “De La Rue & Co”.

Дополнят выставку гравюра на стали «Благословение детей», выполненная Иоганном Фридрихом Овербеком, немецким художником, идеологом и лидером движения назарейцев, главы «Братства св. Луки», с которым художница познакомилась во время своего первого визита в Италию, картина неизвестного немецкого художника круга назарейцев «Тайная вечеря», а также один из листов серии «Библия в картинках» «Иеффай и его дочь» Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

Дата публикации: 08.04.2019

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80