«Да будет свет!» Свет в религиях мира

с 17 марта - по 23 мая 2017 г.

В год празднования 85-летия Музей истории религии свою первую весеннюю выставку посвящает тому, чего так не хватает петербуржцам – свету.

Свету, как явлению, на протяжении веков игравшему огромную роль в разных религиозных традициях мира, в той или иной форме «присутствовавшему» в храмовых богослужениях, религиозных праздниках и домашних обрядах.

На выставке представлено более 150 экспонатов. Среди них произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, мелкой пластики из фондов музея.

Свет во все времена был символом радости и силы жизни, в противовес тьме – символу смерти и разрушения. В разных религиозных традициях огромное значение придавалось свету – рукотворному (огню) и естественному свету Солнца, Луны, звезд. Люди обожествляли сами эти небесные тела, а огонь считали божественным даром. Мифы разных народов, например, известный греческий миф о титане Прометее, повествуют о драматическом обретении людьми света. Кроме того, во многих культурах с архаических времен обожествлялся или считался священным огонь домашнего очага, связанный с почитанием предков и обеспечивающий благополучие рода или семьи. На выставке эти древние верования представляют памятники мелкой пластики времен античности – произведения греческой коропластики (глиняные статуэтки людей и животных, предназначавшиеся, прежде всего, для культовых целей) и небольшие терракотовые светильники, самый ранний из которых относится к V в. до н.э.

Обряды жизненного цикла – рождение, брак, смерть – на протяжении веков сопровождаются зажиганием или гашением огня. Факелы, светильники, лампы использовались в религиозных церемониях и часто являлись важнейшими элементами богослужений. Они выступали в качестве аллегорий жизни, истинной веры, божественного откровения, учения, очищения от нечистоты. В древнем иудаизме, например, светильник – важнейший атрибут Иерусалимского Храма. В Святая святых которого, перед тем местом, где, по мнению древних иудеев, «присутствовал» Бог, стоял семисвечник в котором постоянно поддерживали огонь.

В христианстве свет понимается как видимый символ божественного присутствия, а Иисус Христос трактуется как «истинный свет». Божественный свет, свет истинной веры, нашел свое зримое отражение в христианском богослужении и обрядности, что, помимо сакрального, имеет и практическое объяснение. Первые христиане собирались для молитвы в подземных погребальных галереях – катакомбах, - где просто необходимы былидополнительные источники искусственного света. Со временим с развитием храмового строительства и становлением христианского богослужения,сосредоточенного внутри помещения, сохранилась потребность искусственного освещения обрядовых действ. Так в христианстве закрепилась традиция использования масляных лампад – напольных и подвесных. Как правило, их изготавливали из бронзы и украшали христианскими символами – изображением монограммы Христа, голубя, рыбы и т. д. Таинственным, мерцающим светом лампад освещены интерьеры католических церквей, запечатленных на представленных на выставке полотнах фламандских художников XVII в. Питера Неффса Младшего («Интерьер Антверпенского собора»), Питера Неффса Старшего и Иеронима Франкена («Внутренний вид готической церкви»), и жанровые сцены на картинах М.Н. Воробьева «Богомольцы у Гроба Господня» и «Пещера Рождества Христова в Вифлееме», написанных по мотивам путешествия художника в Палестину 1820 г.

Отдельный раздел выставки посвящен толкованию «света» в исламской традиции. В 24 Суре Корана «Ан Нур» («Свет») аллегорическое значение придается светильнику: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде». Самым распространенным типом светильников, использовавшихся для освещения мечетей, были стеклянные (часто позолоченные и покрытые эмалью) лампы.

В других религиях огонь и свет также имеет особое значение. Для зороастрийцев огонь – зримое выражение Ахурамазды (безначального творца, пребывающего в бесконечном свете). Огню, божественному и всезнающему, поклоняются брахманы. Каждый ноябрь индуисты празднуют Дивали – праздник, посвященный богине Лакшми, когда все храмы и дома украшаются многочисленными лампами.

В алтарях буддийских храмов свеча или светильник символизирует озарение, просветление. Одним из наиболее популярных персонажей буддийского пантеона является будда Амитабха – будда Безграничного или Неизмеримого света, изображения которого представлены на выставке рядом с уникальными памятниками II – III вв.н.э. из раннебуддийского культового комплекса в Кара-Тепе (на границе Узбекистана и Афганистана).

Выставка продлится до 23 мая 2017 г.


Кликните для работы с картой

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80