• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка «Древние тексты глазами современных художников»

28 апреля - октябрь 2016 г.

Выставка представляет современную трактовку двух величайших и самых известных поэтических текстов древности - древнеегипетской «Книги мертвых» (II тыс. до н.э.) и «Эпоса о Гильгамеше» (2,5 тыс. лет до н.э.), одного из старейших поэтических произведений в мире, созданного на Древнем Востоке в районе Междуречья.

Два молодых петербургских художника - Дмитрий Марголин и Сергей Кондрашкин – попытались переосмыслить древнейшие мировые «бестселлеры» с позиций XXI века.

Триптих Дмитрия Марголина, созданный в 2013 – 2014 гг. в технике офорта, навеян впечатлениями от «Книги мертвых» - своеобразного сборника молитв, заклинаний, песнопений эпохи Нового Царства совмещающего религиозные назидания и магию. Она стала итогом долгого развития заупокойных текстов Древнего Египта («Текстов пирамид» Древнего царства и «Текстов саркофагов» Среднего царства). «Книги мертвых» помещалась в гробницы, чтобы помочь умершему преодолеть все опасности на пути в потусторонний мир и обрести в нем благополучие. Многие главы «Книги мертвых» сопровождались иллюстрациями, кульминацией которых является сцена «Суда Осириса». Она же стала центральной и в работе Дмитрия Марголина. Сюжеты двух других частей триптиха - «Ночное плавание» солнечного бога Ра по загробному миру Дуату и «Наказание грешников».

Цикл из пятнадцати гравюр Сергея Кондрашкина, созданный автором в 2014 г., иллюстрирует величайшее произведение древневосточной литературы «Эпос о Гильгамеше». Офорты, исполненные художником, соотносят 12 глав поэмы с 12-ю знаками Зодиака. Эта теория, весьма популярная в исторической науке конца XIX – начала ХХ в., уже давно опровергнута исследователями Древнего Востока и в современных работах, посвященных «Эпосу о Гильгамеше», как правило, не упоминается. Гравюра Сергея Кондрашкина иллюстрируют ключевые сюжеты поэмы - сражение Гильгамеша с его другом и побратимом Энкиду, сон Гильгамеша, сражение Гильгамеша и Энкиду с чудовищным гигантом, стражем ливанских кедровых лесов Хумбабой, встреча Гильгамеша и богини Иштар и многие другие.

Выставку дополняют уникальные экспонаты из фондов музея. Впервые будут экспонироваться редчайшие оттиски с подлинных печатей Древнего Двуречья. А также необычная египетская мумия. Подобного рода мумии хранятся лишь в некоторых музеях мира. В научных публикациях их принято называть «псевдо-мумиями». При невозможности похоронить покойного по всем правилам египтяне захоранивали случайный набор костей или частей подлинной мумии. Обычно подобные мумии-«конструктуры» помещались в небольшой ящик, сделанный из остатков древних саркофагов и украшались гипсовой погребальной маской.

Гильгамеш и богиня Иштар

Перевод ученого–ассириолога В.К. Шилейко (1891-1930)

Вольная литературная обработка Лимарева В.Н.

Гильгамеш вынул меч и очистил его,

По спине распустил свои кудри.

В храм священный вошел.

А царица Иштар на него подняла свои очи.

И открылись уста и вещали они:

Свою прелесть мужскую ты мне подари.

Будь мне мужем. Возьми меня в жены.

Золотую повозку тебе подарю

С драгоценным ярмом из каменьев.

Конь в твоей колеснице будет бегом могуч

И не будет царей тебе равных.

Они спины согнут, когда въедешь ты к ним

И тебе принесут свою подать.

Воин поднял глаза на богиню Иштар.

Не нуждаюсь в твоем я лобзанье.

Хмель пиров для меня не услада!

Ты негодная дверь, что не держит ветров

Ты как слон разорвавший оковы.

Твое тело капкан, твой огонь обожжет.

Твой дворец на погибель герою.

Кто из прежних супругов тебе ещё мил.

Кто их нихбыл любим тобой долго?

Камень сердце твое, я открою твоя блуд.

Горе всем, кто любим был тобою.

Полюбила ты птичку – сломала крыло.

Сильный лев был любим -в яму он угодил

Резвый конь был отравлен тобою

Превратился в шакала любимый пастух.

Где садовник, цветы, что тебе приносил?

Ты избила его, превратила в лопух.

А меня, полюбивши, в кого превратишь?

Ничего несказала богиняИштар

И исчезлавнебесных просторах


Выставка продлится до октября 2016 г.


Дата публикации: 27.04.2016

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80