• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка «Идет Масленица»

Выставка «Идет Масленица»

29 февраля - 22 марта

Масленица – веселый народный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. С ХVI в. он отмечается на неделе, предшествующей Великому посту, в которую согласно традициям Православной церкви верующим уже запрещается употреблять в пищу мясные продукты, но разрешается есть молочные, мучные продукты и рыбу. Церковное название этих дней – Сырная седмица или Сыропустная неделя. Своими корнями масленица уходит в далекие дохристианские времена.

На выставке представлены копии музейных экспонатов, связанные с солярными богами и богами плодородия, фотографии храмов, посвященных культу солнца в разных культурах и религиях, работы учеников детских художественных школ Санкт-Петербурга.

Во время встречи весны, праздника пробуждения природы и начала земледельческих работ особо почиталось солнце – источник тепла и света, жизни и плодородия. Солнечное колесо имело большое значение в масленичных обрядах. Его помещали на шест, а потом скатывали с возвышенностей, призывая весеннее солнце согреть землю. Древняя славянская масленица, возможно, была связана с культом божества Ярилы – бога плодородия, весенней плодоносящей силы и весеннего солнечного света; бога Велеса – бога плодородия, скота (животной природы), богатства и мира мертвых, а также бога Перуна – бога грозы, молнии и грома. В этот праздник славяне свершали обряды и игрища, которые имели магическое значение. В честь весны, солнца и богов плодородия водили хороводы, зажигали костры. Особое значение имело выпекание круглых пресных лепешек, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX в.), то блинов. Древние считали блин символом солнца и верили, что с блином они съедают частичку его могущества. Вместе с этим блины считались поминальной и жертвенной пищей. В весенний праздник было принято первый блин класть на слуховое окошко для пращуров и относить в лес как жертву славянскому «Медвежьему» богу – хозяину леса, который в это время вместе со всеми медведями просыпался после зимней спячки.

        Важным ритуальным действом древней масленицы было сжигание соломенного или деревянного чучела Масленицы, или Марены-зимы, которое символизировало тьму и смерть, заслоняющие свет. Вместе с ним в костер бросали одежды больных людей, тряпицы или палки, на которые наговаривали все свои невзгоды и беды.

После принятия на Руси христианства стараниями Церкви масленица лишилась прежнего сакрального значения и перестала быть привязанной к дате весеннего равноденствия. Как неделя перед Великим постом она каждый год приходится на разное время, зависящее от дня празднования Пасхи. Однако, большинство масленичных традиций и ритуалов остались. Русская масленица как широкое веселое гуляние и застолье стала семидневным праздником, каждый день которого имел свое значение.

        В понедельник, получивший название «Встреча», из соломы и других подручных материалов делали чучело Масленицы – большой толстой бабы, или куклу, которую наряжали в старую женскую одежду и насаживали на кол. С пением и шутками ее возили в санях по улицам, а потом ставили на главной площади города, села, или на возвышенности. К этому дню строили снежные горы, качели, балаганы. В понедельник начинали печь блины. Первый блин отдавался бедным на помин усопших или оставлся для душ усопших.

       Вторник – «Заигрыш», считался днем для молодоженов. В этот день проходили смотрины невест, устраивались застолья, на которые приглашали с расчетом, что сыновья найдут невест, а дочери – женихов, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу. Со вторника начинались разного рода развлечения: катания на санях и с ледяных гор, народные гулянья, представления.

       В среду – «Лакомку», тещи приглашали своих зятьев на блины. В связи с этим в русском языке появилось выражение «к теще на блины».

       Четверг – «Разгуляй» – часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. С этого дня начиналась Широкая Масленица. Народ предавался всевозможным потехам: устраивались шествия ряженых и колядовщиков, кулачные бои, штурм снежного городка, различные соревнования. По улицам проезжали масленичные поезда – шествие на санях, сопровождавшееся шумом, звоном, смехом, шутками, песнями. Повсюду появлялись театральные балаганы, торговые палатки.

       В пятницу – «Тещины вечерки» – теща приходила в гости к зятю с ответным визитом. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тещу, показывая свое расположение к ней. Блины в этот день пекла дочь или сам зять.

       В субботу – «Золовкины посиделки» – молодые жены приглашали к себе в гости золовок (сестер мужа) и других родственников мужа. В этот день масленичное гуляние достигало своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, рестораны и трактиры были переполнены.

       Воскресенье – «Прощеное воскресенье» – последний день масленицы, который также называется Целовальник и Прощенный день. В этот день все должны просить друг у друга прощенья. При встрече с любым человеком полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

В последний день масленицы все веселились, устраивались разнообразные забавы: борьба, медвежьи представления и различные катания. Кульминация праздника – торжественное сжигание чучела Масленицы. С ней прощались с шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и благодаря за веселые зимние забавы. Веселье продолжалось до начала вечернего богослужения. Считалось, что с этого момента начинается Великий пост.



Дата публикации: 29.02.2016

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80