• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка "Стамбул. Шиитский праздник Ашура". Выставка фотографий Мустафы Дедеуглу

27 августа - 13 сентября 2015 г.


      

На выставке в Музее истории религии представлено 40 черно-белых снимков, в которых фотохудожник запечатлел шиитский праздник Ашура в Стамбуле в период 2008 – 2014 гг. Фотографии Мустафы Дедеоглу являются живим свидетельством искренней веры шиитов Турции, которая в день Ашуры исполнена неподдельного драматизма и торжественной скорби. Особенностью выставки в соответствии с пожеланием фотографа станет отсутствие традиционных аннотаций и этикеток к экспонатам. В 18.00 – после официальной церемонии открытия состоится мастер-класс по фотографии Мустафы Дедеоглу. Вход – свободный.

Ислам является одной из трех мировых религий. Но уже в первые десятилетия своего существования, внутри изначально единого движения мусульман начали образовываться самостоятельные течения.

Первым крупным расколом мусульманской общины стало отделение части мусульман, которые признавали­ Али ибн Абу Талиба (последнего из четырех праведных халифов (656 – 661 гг.) и первого шиитского имама) и его родственников единственными законными наследниками пророка Мухаммада, фигура которого олицетворяла в себе духовную и политическую власть. После смерти пророка в 632 г. место верховного правителя мусульман, халифа, занял его ближайший сподвижник Абу Бакр. Однако часть мусульман не признала данную ему присягу, выступив за передачу титула его двоюродному брату Али. Так была сформулирована идея сохранения преемственности власти только внутри «семьи пророка». Это движение внутри мусульман получило название Приверженцы, по-арабски «аш-Ши’а». Впоследствии эта партия стала довольно влиятельной, а Али после смерти халифа Усмана ибн Аффана в 656 г. замкнул цепочку праведных халифов, получив этот титул.

К этому времени в исламе обозначилось заметное противостояние, вылившееся в середине VII в. в открытую борьбу за власть над халифатом. В 661 г. Али был смертельно ранен в г. Куфа. Пришедший в результате борьбы за власть сирийский род Омейадов не дал семье Али продолжить кровное преемство и на некоторое время пресек Алидское движение. После непродолжительных переговоров с сирийцами старший сын Али, ал-Хасан, отрекся от претензий на титул халифа, однако в 680 г., со смертью первого омейадского халифа, Муавиййи, шииты Ирака начали готовиться к восстанию. Антиомейадская оппозиция г. Куфы присягнула младшему сыну Али, ал-Хусайну, который в том же году выдвинулся в сторону Хиджаза. Однако выступление куфийцев было подавлено 10 октября в битве близ г. Кербела отряд ал-Хусайна был полностью разбит, а сам сын Али был убит ударом меча по голове.

Однако смерть ал-Хусайна не только не ослабила шиитов, но и способствовала их религиозной и политической консолидации, а первые три шиитских имама стали важнейшими фигурами этой ветви ислама.

В VIII в. шииты разделились на две ветви: «умеренных» и «крайних». В разное время отдельные течения внутри этих ветвей сыграли важную роль в истории ислама. На сегодняшний день самым распространенным течением среди шиитов являются джафариты, названные по имени шестого шиитского имама, Джафара ас-Садика. Джафариты представляют собой влиятельную религиозную группу в таких странах как Иран, Ирак, Ливия, Азербайджан, Ливан и Бахрейн. Однако неизменно сильным чувствуется присутствие джафаритов и за пределами шиитского мира. Одной из крупных шиитских общин в суннитском мире является турецкая. Ее основу составляют джафери – джафариты азербайджанского происхождения. По разным оценкам их численность в Стамбуле достигает до одного миллиона человек.

Наиболее заметным их присутствие становится во время поминовения мученической смерти ал-Хусайна, его брата Аббаса и семидесяти их сподвижников, погибших под Кербелой в 680 г. в день Ашуры. Ашура является одним из главных событий шиитского года. Каждый год 10 мухарамма шииты проводят траурную церемонию тазийа. В этот день устраиваются роузехани – публичное чтение истории о страдании ал-Хусейна, его смерти и смерти его сподвижников. Улицы Стамбула заполняют шиитские процессии, участники которых бьют себя кулаками в грудь и произносят священные формулы. Эти шествия прерываются театрализованными мистериями, во время которых изображаются сцены борьбы и трагической гибели ал-Хусайна и его соратников.

Мустава Дедеглоу родился в Стамбуле в 1978 г. Получил образование в Восточно-Средиземноморском университете на Кипре по специальности инженер. Живет в Турции, где зарекомендовал себя как талантливый фотограф. Впервые начал заниматься фотографией в 2006 г. С течением времени она стала делом всей его жизни. Его работы характеризуются вниманием к композиции, эмоциональной насыщенностью, высокими эстетическими качествами, ярко выраженной индивидуальностью и узнаваемостью стиля. В каждой фотографии сквозит глубоко личное, философское отношение художника к выбранной теме.

Работы Мустафы Дедеглоу опубликованы в различных изданиях и были представлены на выставках в России, Испании, Боснии и Герцеговине, Македонии, Франции, США.



Дата публикации: 21.08.2015

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80