• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка «Бьют часы Кремлевской башни свой салют - двенадцать раз»

22 декабря 2015 г. – январь 2016 г.

Год прошел как день вчерашний,

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют - двенадцать раз ...

Но всегда бывает чудо:

На часах двенадцать бьет...

И неведомо откуда

К нам приходит Новый год!

С. Маршак

Новый год – самый радостный и любимый праздник, уже многие десятилетия мы отмечаем его нарядной елкой, праздничным столом с шампанским и, конечно, подарками. Празднование Нового года было введно в России в 1700 г. по указу императора Петра I, который повелел отмечать его 1 января, как было принято в Европе. Традиция украшать дома елью также пришла из Европы — Германии. Однако широкое распространение она получила лишь с начала XIX в., когда рождественское дерево появилось в домах знати, дворянских, офицерских и купеческих собраниях. А с 1840 г. со страниц рассказа князя, писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович», в дома русских людей вошел Дед Мороз в привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка под именем «Рождественский дед».

На Рождество и Новый год приходился сезон балов и праздничных гуляний. Для детей украшали рождественские елки, под которыми их ждали подарки, проходили бесплатные благотворительные спектакли. Рождество и Сочельник, согласно традиции, отмечали дома, в кругу семьи. А вот новогоднюю ночь стремились встретить в общественном месте: в ресторанах, театрах и других увеселительных заведениях.

Традиция отмечать Новый год изменилась после революции, когда в 1918 г. декретом Совета Народных комиссаров Россия перешла на Григорианский календарь, имеющий расхождение с Юлианским (в 13 дней), который принят в Русской Православной церкви. Поэтому теперь праздник Нового года стал предшествовать Рождеству.

Настоящее наступление на новогоднюю елку, праздник волшебства и сказки, началось в период антирелигиозной компании, развернувшейся во второй половине 1920 гг., хотя еще в 1924 г. силами Н.К.Крупской была устроена елка на Рождество в Сокольниках. Сюжет празднования детской елки с В.И.Лениным в окружении детей стала впоследствии излюбленной темой для художников и детских писателей.

До середины 1930-х гг. праздник оставался под запретом. И лишь в декабре 1935 г. Советское правительство снова разрешило публичное официальное празднование Нового года, которое уже понималось как самостоятельный праздник и не было связано с христианской традицией отмечать Рождество.

Первая в СССР Новогодняя елка состоялась 1935 г. в Харьковском Дворце пионеров. Спустя два года, в 1937-ом, была поставлена первая советская елка в Колонном зале Дома Союзов. Это была самая главная елка страны и попасть на эту Новогоднюю елку было большой честью для советских детей. Дед Мороз, новогодний праздник, лесная елка, подарки под ней – все снова вернулись в новогоднюю сказку. Новые реалии советской жизни пришли и в украшения для новогодней елки: рождественскую звезду сменила советская пятиконечная, которая ярко сияла на верхушке елки. Появился и Дед Мороз! А уже в конце 1930- гг. у него рядом с ним можно видеть милую помощницу — Снегурочку, которая сразу полюбилась детям.

Новый год всегда воспринимался в первую очередь, как праздник, когда возможны чудеса, когда сказка оживает и весь мир наполняется волшебством. Это праздник детей — маленьких и взрослых, потому что взрослые в эти дни, как дети, тоже мечтают о чуде.

Даже в тяжелые военные годы, когда стране было не до праздников, Новый год, хоть и скромно, но отмечали. И в блокадном Ленинграде для детей, оставшихся в осажденном городе, была устроена елка помещениях театра драмы им. А.С. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах , где проходили новогодние елки и спектакли. В эти дни самым большим подарком для детей был дополнительный кусочек хлеба и обед с супом, кашей, желе и мандаринами. А Дед Мороз на новогодних открытках тех лет изображался как воин с винтовкой или мешком оружия, изгоняющий фашистов.

1 января стал выходным днем лишь с 1947 г., и традиции празднования Нового года, которые сохранились до наших дней, стали складываться именно в послевоенные годы. Здесь и «Советское» шампанское, и салат Оливье, и непременные мандарины, без аромата которых невозможно представить себе наш Новый год. И, конечно же, бой курантов, загадывание желания под бой часов в надежде, что оно обязательно сбудется! А когда в нашем быту появился телевизор, то программа новогоднего вечера дополнилась «Огоньком» и фильмами, которые стали классикой советского кинематографа. В 1956 г. на экраны вышла «Карнавальная ночь», легендарный фильм Эльдара Рязанова, ставший символом идеального Нового года на долгие годы, пока его не сменил новый фильм того же Э.Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром».

С конца 1970-х гг. в нашей стране, как и в других странах Европы появилось мода на восточный китайский календарь, где каждый год имеет своего животного-покровителя года: год Крысы, Быка, Тигра и т.д.

Но, независимо от обстоятельств — экономических и политических — праздник Нового года и Рождества, который тоже вернулся в 1990-х гг., остается самым любимым и волшебным праздником, который дарит надежду и радость. И дети, стоящие под елкой, на фотографиях разных лет, в костюмах снежинок и зайчиков, с распахнутыми глазами в ожидании чуда — символ любого новогоднего и рождественского торжества.

На выставке представлены фотографии 1940-1970-х гг., а также новогодние игрушки разных лет, среди которых есть игрушки 1930-1940-х гг. Все эти предметы любезно предоставлены сотрудниками Музея истории религии из личных архивов и собраний.



Дата публикации: 21.12.2015

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80