• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка "Искусство мыслить в камне"

Выставка о храмовой архитектуре
"Искусство мыслить в камне"


с 1 июня до 6 июля

  Выставка посвящена разгадке таинственных и скрытых смыслов  символики  и образности христианской архитектуры.
Более 80 экспонатов из фондов Музея истории религии – макеты храмов, архитектурные планы и обмерные чертежи, произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, воспроизводящие интерьер и экстерьер христианских храмов,  -  познакомят посетителей выставки с историй развития христианского зодчества, его стилистическим и типологическим разнообразием.

Своеобразие христианского зодчества, его отличие от архитектуры других религиозных традиций выразилось в особенном подходе к символике и архитектурному образу храма, смысл и значение которых формировались на протяжении истории христианского искусства.

Первые христиане не имели собственных культовых зданий. Лишь по мере увеличения числа последователей новой религии, формирования христианской обрядности и священнической иерархии возникла необходимость в  специальных постройках, которые удовлетворяли бы нуждам культа. Сложившаяся к III-IV вв. н.э. цер¬ковь стремилась к торжественности богослуже¬ний, поэтому в предназначенных для этого помещениях нужно было создать обстановку, отличную от повседневной жизни. Для своих собраний христиане стали использовать специальные помещения, называвшиеся «господним домом» (по-гречески - кириакон), от которого произошло русское слово «церковь». Хотя понятие церковь в христианском искус¬стве облекалось в различные символы (корабль, двор овчий, мать, невеста), наиболее полное и наглядное свое выражение  идея церкви нашла в архитектуре христианского храма и дополняющей его системе росписи.

В первом разделе выставки речь пойдет о прообразах христианского храма – римской базилике и ветхозаветной скинии, о формировании  христианской архитектурной традиции, начало которой было положено в IV в. и связано с именем императора Константина. А также о дальнейшем развитие христианского зодчества, которое шло параллельно в восточных и  западных провинциях бывшей Римской империи и завершилось формированием базиликального типа храма и крестово-купольный системы. Эти сюжеты на выставке иллюстрируют живописные полотна, уникальные иконы на перламутре, созданные в Палестине на рубеже XIX-XX вв., гравюры западноевропейских мастеров XVII-XIX вв. В том числе гравюры с рисунков выдающегося голландского мастера XVII в. Яна Лёйкена и великого итальянца Джованни-Баттиста Пиранези (XVIII в.).

Второй раздел выставки представляет типы и разнообразные стили христианских храмов и посвящен «считыванию» скрытой в них символики. Так, например,  пространственная композиция изображенной на гравюре И. Сильвестра (Париж, XVII в.) базилики Санта Мария Маджоре в Риме, в которой выделялись нартекс (притвор), наос (храм) и алтарь, соответствует трехчастному членению христианского общества на оглашенных, верных, пастырей. 

Экспозиция раздела будет удивительно разнообразно. Здесь представлен, например, разработанный Л.Бенуа проект перестройки церкви свв. Захария и Елизаветы Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге (1896 г.), листы из альбома «Живописное и археологическое путешествие по России» А.Дюрана (Париж, 1842 г.), мусульманский шамаил с изображением Айя-Софии (бывшего христианского собора  Святой Софии), жалованные грамоты на строительство храмов. А также гравюры XVIII-XIX вв., например, с изображением церкви Иль Джезу в Риме Антуана-Козма Жиро (Рим, XVIII в.),  изразцы XVIII в., макеты храмов и другие интереснейшие экспонаты из фондов Музея истории религии.



Дата публикации: 29.05.2014

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80