• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка "Жан Кальвин: к 500-летию реформатора Церкви"

10 июля 2009 г. - 20 сентября 2009 г.

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 г. в г. Нуайоне (Франция). Учился в Париже, Орлеане и Бурже. В начале 1530-х гг. Кальвин увлекся идеями христианского гуманизма. Сблизился с евангелическими сообществами Парижа, а, познакомившись с работами Мартина Лютера, стал его приверженцем. Известно, что всю последующую жизнь Кальвин не оставлял надежды лично встретиться с Лютером, однако их встрече не суждено было состояться.
В 1533-34 гг. произошел окончательный разрыв Кальвина с католицизмом. Кальвин был вынужден покинуть Францию и переехать и в Швейцарию.
В 1536 г. Кальвину удалось издать свой важнейший теологический труд «Наставление в христианской вере» (Institutio religionis christianae). В этом же году он стал проповедником в Женеве, где, по сути, возглавил радикальные преобразования в области богослужебной практики и церковного устройства. Для этого теолог со своими приверженцами разработал «Статьи об управлении Церковью». Документ был достаточно жестким - регламентируя правила поведения горожан не только в пределах храма, но и во всех сферах жизни, он предполагал жестокие наказания за непослушание. Помогать в этом деле церковным властям должны были власти светские. Вскоре разногласия по поводу «Статей» вынудили Кальвина покинуть Женеву. Однако в 1541 г. женевские магистры призвали реформатора обратно.
Кальвину удалось осуществить все свои замыслы, он создал церковную организацию, которая впоследствии стала нормативной для реформатских церквей во всем мире. Эта система предполагает обязательное церковное служение пасторов, докторов (учителей богословия), пресвитеров и диаконов. Когда эта организация получила фиксированный чин служб и литургии, Кальвин устремился к преобразованию церковной общины, которая по его замыслу должна быть крайне сплоченной и пребывать в строгости нравов.
В качестве теологической аргументации учрежденного порядка, Жан Кальвин предложил вероучительную концепцию, основанную на всецелом подчинении Божественной воле. Воля эта исчерпывающе выражена в высшем христианском авторитете – Священном Писании. Только соответствие предложенным Библией образцам способно привести человека к спасению. Однако, основным актом спасения является не человеческое устремление, а Божественная благодать. Еще до сотворения человека, считал Кальвин, Бог бесповоротно предопределил спасение праведников и гибель грешников. Цель человека в жизни – воплощение Божьей воли. В первую очередь, воплощение это происходит в служении ближним, поэтому для Кальвина столь важна реализация человеческого «призвания». Праведность и усердие в труде являются знамениями предызбранности ко спасению.
Жан Кальвин скончался в Женеве 27 мая 1564 г. Идеи, высказанные и реализованные великим реформатором, по-прежнему сохраняют свое значение для кальвинизма и протестантской теологии в целом.
Санкт-Петербург с момента своего основания стал городом толернатности и веротерпимости: вместе с большим количеством приехавших иностранцев здесь появилось много различных религиозных общин. Рост протестантских общин Петербурга во многом произошел благодаря покровительству и активной деятельности голландца Корнелия Крюйса (1657–1727), построившего недалеко от своего дома в 1708 г. небольшую деревянную церковь для иностранных подданных. Именно отсюда ведут свою историю немецкая Лютеранская церковь, Англиканская, а также французская и голландская Реформатские церкви в Санкт-Петербурге.
В 1732 г. была построена голландская реформатская церковь. В это же время подходило к концу строительство церкви для французской реформатской общины Богослужения в реформаторских церквях проходили вплоть до начала 1930-х гг.
Возрождение реформатских общин в России произошло в 1990-е гг. во многом под влиянием иностранных миссионеров из США и Южной Кореи. Сегодня в Петербурге существует порядка двадцати реформатских общин. Самые крупные общины входят в Синод Пресвитерианских Церквей Северо-запада России.
На выставке в ГМИР было представлено около 40 предметов из коллекций музея, а также копии экспонатов из некоторых других собраний (Российской Публичной библиотеки, музея Конде в Шантильи и др.). Основу выставки составляли гравюры, литографии с портретными изображениями Жана Кальвина, а также политических деятелей, покровительствующих реформационному движению, - Маргариты Наваррской, принцессы Ренаты Феррарской, адвоката Шарля Дюмулена; российские издания трудов религиозного деятеля; автографы писем, а также гравюры с изображением событий, связанных с историей Реформации во Франции и Германии. Дополняют экспозицию современные фотографии, представляющие деятельность реформаторских общин Санкт-Петербурга.

Дата публикации: 07.09.2010

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80