• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Содержание научных сборников

ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ



I. Описание и история музейных коллекций ГМИР.

Т.И.Щербакова. О некоторых сибирских материалах в собрании Государственного музея истории религии.
Т.В. Жеребина. Сибирские экспедиции Государственного музея истории религии.
З.А. Лучшева. Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии: обзор коллекции.
С.Г. Николаева. Художественные мастерские Московской синодальной типографии второй половины XVIII века.
М.В.Басова. Минейные и праздничные иконы М.И. Дикарева и И.С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Санкт-Петербурге: создание, бытование, судьба.
Е.В. Денисова. Перламутр в светском и церковном декоративно-прикладном искусстве.
Р.Т. Рашкова. Венецианская живопись в собрании Государственного музея истории религии.
Т.Н. Дмитриева, К.В. Тарасов. К вопросу о разработке идеологии музейной информационной системы Государственного музея истории религии: цели, основания, принципы.

II. Религиоведческие исследования.

С.О. Семенова. Ангелогия в трудах отцов восточно-христианской церкви IV – V вв.
О.В. Вольфцун. Полемика Пелагия и Августина по вопросу о благодати и свободе воли.
Н.В. Ревуненкова. О выработке понятия «Вера» у Жана Кальвина.
Е.А. Терюкова. Англиканская церковь в России: правовое положение, устройство и управление.
Ж.Ф. Коновалова, А.В.Коновалов. Российская пенитенциарная мифология (по материалам монографии Е.В.Анисимова «Дыба и кнут»)
Е.М. Лучшев. Из истории советского безбожия: Емельян Ярославский.
В.В. Салтанова. История пророков откровения в псевдомусульманском изложении.
О.В. Горовая. История формирования школы Кагью в тибетском буддизме.


I. Из истории музейного дела.

С.А. Кучинский, Т.Н. Дмитриева. Идеология Государственного музея истории религии в начале 2000-х гг.
И.В.Тарасова, Г.А.Ченская. Из истории музейного дела в России: музеи церковно-археологический и антирелигиозной.
Т.И.Щербакова. От выставки к музею: период становления музея истории религии АН СССР (1930-1932).
Е.В. Денисова, З.А. Лучшева.Экспозиции по истории русского православия в ГМИР: Опыт концептуального развития
Т.А. Стецкевич.Коллекция Государственного музея истории религии по исламу: история формирования и состав.
В.Н.МазуринаВосточный фонд: история формирования в довоенный период и проблемы атрибуции.

II. Изучение коллекций ГМИР.

Ю.С. Шконда. Апулийский характер из собрания Государственного музея истории религии.
Ю.В.Хазова. Три ушебти из египетской коллекции Государственного музея истории религии
Т.М. Гельфман.Ханнукальные светильники в собрании Государственного музея истории религии: форма и декор.
М.В. Птиченко. Формирование и деятельность Ордена мартинистов в Петербурге (по материалам Государственного музея истории религии).
А.В. Карпов. Археологическая деятельность К.Я.Виноградова: к изучению коллекции Муромских древностей из фондов Государственного музея истории религии
И.А.Павлова. Из истории производства православной культовой утвари в России в XIX-начале XX вв.
З.А. Лучшева. Старообрядческий рисованный лубок: проблемы изучения.
К.В.Орлов. Старообрядчество: современное состояние и основные направления исследования.
Е.М. Лучшев. Советский антирелигиозный плакат 1917-1930гг.
Р.Т. РашковаКартины венецианских художников в собрании Государственного музея истории религии (статья вторая).
Н.В. Ревуненкова. Мартирологи Реформации и коллекция Государственного музея истории религии.

III. Музей и его сотрудники.

М.С. Бутинова.Странички из истории Музея истории религии (воспоминания бывшего сотрудника)
А.М. Решетов. Александр Михайлович Покровский (1893-1944): возвращение из небытия.
О.В. Вольфцун. Г.Э. Петри и Государственный музей истории религии: судьба ученого.


Николаева С.Г. Коллекция гравированных антиминсов в собрании Государственного музея истории религии.

Введение.
Антиминсы XVII века.
Антиминсы XVIII века.
Антиминсы XIX века.
Украинские антиминсы XVII - XVIII вв.
Приложения:
Характерные особенности русских антиминсных гравюр XVII в. (таблица)
Схема развития образца в русской антиминсной гравюре XVIII - XIX вв.
Словарь граверов и художников.
Алфавитный указатель архиереев.


I. Описание и история коллекции ГМИР.

М.В.Басова. «Четвертый Вселенский собор» В.И.Сурикова: история, иконография, воссоздание.
К.В.Орлов. Икона «Поморские старцы» в собрании Государственного музея истории религии: к вопросу о почитании старообрядческих святых.
Р.Т. Рашкова. Картины венецианских художников в собрании Государственного музея истории религии (статья третья).
Т.А.Стецкевич. «Альбом» муллы Шамсутдинова – источник для изучения религиозной жизни мусульман России XIX - начала XX вв.
З.В. Ханутина. Две архаические терракоты из собрания Государственного музея истории религии.
Ю.В. Хазова. Древнеегипетские скарабеи в собрании Государственного музея истории религии.
Т.И.Щербакова. И.П. Лавров – собиратель Чукотской коллекции Государственного музея истории религии.

II. Религиоведческие исследования.

В.Г. Иванов. Государственно-конфессиональные отношения в России: в поисках стабильности.
А.В. Карпов. Великий Волжский путь и начало христианизации Северо - Восточной Руси.
М.В. Птиченко. Обработка «дикого камня» или воспитание души (нравственная философия русского масонства конца XVIII-начала XIX вв.).
Е.М. Лучшев. Из истории русского атеизма: М.В. Бакунин.
Ю.К. Рогова. Религиозно-политические группировка иудеев I века н.э.: «четвертая философия», зелоты и сикарии.
С.О. Семенова. Учение о благе и промысле Божьем в восточно-христианском креационизме IV - начала VI вв.
И.Х. Черняк. Патристическая традиция и ренессансное искусство Италии XV - XVI вв.
А.Х. Горфункель. Френсис Амелия Йейтс: «новый подход» к культуре Возрождения.
Н.В. Ревуненкова. Идея компромисса между конфессиями в литературе Реформации 1530-1560 гг.
О.В. Вольфцун. Ранние историко-религиоведческие работы Л.П. Карсавина.
О.С. Хижняк. Социальная база буддийского культового строительства в Древней Индии.
И.А. Тульпе, В.А. Хршановский. Погребально-поминальная обрядность как религиоведческий источник (по материалам археологических раскопок некрополей малых городов европейского Боспора).
А.А.Невский. Из записных книжек 1943 года.


I. Описание и история коллекций ГМИР.

С.Г. Николаева. Неизвестные антиминсные гравюры второй половины XVIII столетия.
З.А. Лучшева. Старообрядческий рисованный лубок из коллекции В.Г. Дружинина в собрании Государственного музея истории религии.
Т.Г. Шубина. Стандартизация церковной тканой утвари и облачений священства XIX - начала XX вв.
Е.Н. Николаева. Картина «Нагорная проповедь» и чудесное спасение царской семьи 17 октября 1888 года.
И.В.Тарасова. Матералы по истории духоборцев в коллекции Государственного музея истории религии.
М.В. Птиченко. Два масонских катехизиса из собрания Государственного музея истории религии.

II. Религиоведческие исследования.

В.Г. Иванов. К опыту музейного маркетинга.
И.А.Тульпе. Определенность искусства и религии в контексте их взаимоотношения.
Ю.Ю. Мацкевич. Проблема определения Русской Православной Церковью обьема брачных запрещений по духовному родству в синодальный период.
М.М. Шахнович. Из истории отечественного религиоведения XVIII в.: проблема происхождения религии.
Е.М. Лучшев. «Мы отказались раз и навсегда и от священника и от судьи».
С.О. Семенова. Принципы существования небесной иерархии в учении восточной церкви IV - начала VI вв.
Н.В. Ревуненкова. Властная персона в теологии Кальвина.
О.В. Вольфцун. Судьба историка-медиевиста А.Г. Вульфиуса: ученый и власть.
О.С. Хижняк. Религиозные основы буддийского культового строительства.
Е.А. Окладникова. Шпильки для волос из калифорнийского собрания музея антропологии и этнографии.


I. Из истории Государственного музея истории религии.

Т.В. Чумакова. Музей истории религии АН СССР в начале 1930-х гг.
М.М. Шахнович. Музей истории религии АН СССР в Казанском соборе: борьба за спасение здания и сохранение музея (1946 - 1951).
М.С. Бутинова. О нашем музее и его сотрудниках (странички истории).
Р.Т. Рашкова. Западное христианство в экспозициях ГМИР 1932-2002 гг.
Н.В. Ревуненкова. Тема западноевропейского свободомыслия в музейной деятельности (1931-1981).
Т.А. Стецкевич. Ислам в музее.
В.А. Хршановский. Предварительные итоги исследования некрополей боспорских городов Илурата и Китея на материале археологических экспедиций ГМИР 1969-2006 гг.
С.М. Иванова. Отдел книжных фондов Государственного музея истории религии.
К.К. Чегоданова. Новые методики в экскурсионной работе: из опыта научно-просветительской работы ГМИР.

II. Изучение коллекций ГМИР.

З.В. Ханутина. Образ женщины-птицы в религиях Дрeвних цивилизаций (Эгеский мир).
Ю.С. Шконда. Боспорские надгробные рельефы из коллекции ГМИР.
Т.В. Жеребина. Особенности оформления шаманской ритуальной одежды (на примере экспоната ГМИР, фонд 1; инв. № А-1/1-6-1).
М.В. Басова. «Соборный храм иконы Феодоровския Божией Матери и Святаго Благовернаго Великаго князя Александра Невского, в память 300-летия Царствования Дома Романовых».
Е.В. Денисова. Ростовская финифть в собрании Государственного музея истории религии.
Г.А. Ченская. История в медалях. Из коллекции Музея истории религии.
Т.Г. Шубина. Образцовые предметы для ризниц полковых походных храмов православной и римско-католической церкви в собрании тканей ГМИР.

III. Церковно-государственные отношения в России.

Е.М. Лучшев. Вопросы свободы совести в деятельности I-й Государственной думы.
А.В. Карпов. Императорский указ 17 апреля 1905 года. «Об укреплении начал веротерпимости» и проблема законодательного оформления свободы совести в царствование Николая II.

IV. История религии.

Е.А. Терюкова. Проблема секуляризации в современном религиоведении.
Н.В. Ревуненкова. «Пляски смерти» и Реформация.
О.С. Хижняк. Виды и функции буддийской ступы.


I. Феномен паломничества в религиях.

Д.Н. Замятин. Феномен паломничества: географические образы и экзистенциальное пространство.
И.П. Глушкова. Виктор Тэрнер и другие: обзор современных теорий паломничества.
Н.В. Кашовская. Паломничество к храму Соломона как первый опыт в монотеистических религиях.
Е.Н. Аникеева. Священная география и священные реалии на примере географии жития преподобного Сергия Радонежского.
М.П. Иванишина. Особенности паломничества в западно-христианской традиции.
Н.В. Ревуненкова. Два трактата о реликвиях.
Н.Г. Краснодембская, Ю.Д. Аксенов. Паломничество к святой горе в Шри-Ланке.

II. Изучение коллекций ГМИР.

Г.А. Ченская. Коллекция резного дерева в собрании ГМИР (XVII – XX вв.)
Е.Н. Николаева. Живопись из армянских церквей в собрании ГМИР. К вопросу о церковном искусстве России XVIII – начала XX веков.
Е.В. Денисова. Паломнические сувениры из Святой Земли в коллекции ГМИР.
Ю.В. Трубинов. Икона в Мраморном дворце: 1785 – 1925. (Формирование комплекса и его утрата).

III. История религии.

А.В. Карпов. Ростово-Суздальская епархия в эпоху епископов Исайи и Ефрема (последняя четверть XI – начало XII вв.): историко-религиоведческий очерк.
Е.М. Лучшев. Вопросы религии в книге братьев Гординых «Социомагия и социотехника».
И.Х. Черняк. Ренессансные истоки веротерпимости: философия религии итальянских платоников.
А.А. Кириленко. Финские Лютеранские приходы Петербурга и Ингерманландии: история исследований.
О.С. Хижняк. Вопросы терминологии в зарубежных и отечественных исследованиях буддийских культовых памятников Древней Индии.


I. Христианская иконография и символика в русском изобразительном искусстве.

О.Г. Ульянов. Эволюция иконографии Живоначальной Троицы в древнерусском искусстве времени прп. Андрея Рублева и проблемы семантикиобраза.
Ю.Э. Шустова. Символика часов и иконография евангелистов в гравюрах Евстафия Завадовского из Львовского Евангелия 1690 г.
Т.В. Чумакова. Иконография вознесения Александра Македонского на небо.
М.С. Киселева. Символ стола в украинской барочной книжности XVII века: в поисках истоков гравюры Афанасия Трухменского (по рисунку Симона Ушакова) к «Обеду душевному» Симеона Полоцкого.
О.В. Чумичева. Аллегория распятого монаха в росписях Великого Устюга XVII в. и ее западно-европейские и балканские корни.
Е.В. Денисова. Львы на перламутровой иконе: к уточнению атрибуции.
О.В. Полякова. Образ Рождества Христова в пространстве храма.
Е.В. Ковалева. Иконографический канон в свете платонических построений Павла Флоренского.
Н.В. Пивоварова. Слово и образ: о некоторых принципах соотношения и взаимодействия текста и изображения в старообрядческом иконописании.
М.А. Комова. Традиционное и новаторское в творчестве старообрядческого иконописца Никиты Рачейскова: к истории икон-реплик чтимых дониконовых памятников.
А.В. Васильева. Программные основные росписи жертвенников ярославских храмов XVII – первой половины XVIII в.
Ю.С. Кузичева. «Благоразумный разбойник» в программе боковыхдверей иконостасов: иконография и символика.
И.А. Припачкин. О возможных источниках иконографии Богоматери«Моденская-Косинская».
М.В. Басова. Иконостас верхнего храма собора Федоровской Богоматери в Петербурге: попытка реконструкции.
О.К. Бузина. Влияние иконографической традиции на искусство русского авангарда.
С.В. Подлесный. Современная храмовая архитектура Петербургской епархии: традиции и новаторство.
Священник Александр Берташ. Храмостроительство в Санкт-Петербурге на рубеже веков.
А.М. Копировский. Сестра Иоанна (Рейтлингер) – «иконный живописец». Основы творчества, особенности иконографии.
М.Л. Хижий. Образ Николая II в современной русской иконе.
И.К. Языкова. Канон и стиль в современном иконописании. Проблемы поиска языка.
В.В. Кучурин. Масонские символы ложи Умирающего сфинкса: опыт интерпретации.

II. Христианская иконография и символика в западноевропейском изобразительном искусстве.

М.В. Птиченко. Святая Троица в образе триликого Христа (картина из собрания Музея истории религии).
Н.А. Кирсанова. К вопросу об иконографии образов евангелистов в англо-ирландской миниатюре дороманского периода.
С.В. Сорокина. Особенности формирования скульптурного декора раннероманских храмов в Пиренеях.
Е.А. Хрипкова. Особенности визуализации текстов Священного Писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени.
З.А. Лурье. Десакрализация образа Юдифи в западноевропейском искусстве XV – XVI вв.
О.Д. Баженова. Corpus Rubeniarum и росписи костела Божьего Тела в Несвиже (иконография и иконология цикла).
Ю.И. Арутюнян. Цитаты и аналогии: некоторые аспекты изучения влияний в искусстве прошлого и современности.

III. К 500-летию Жана Кальвина.

Н.В. Ревуненкова. История Церкви в трактовке Жана Кальвина.


I. Изучение музейных коллекций.

Ю.К. Рогова. Четыре фрагмента римских саркофагов из коллекций ГМИР.
П.В. Федотов. Образы объектов культа в коллекциях фототеки ГМИР.
В.М. Белковская. Алтарные образа: между церковью и музеем.
Ю.И. Арутюнян. Эффект присутствия: монументальное искусствороманской эпохи в музее. Проблема экспонирования.

II. Религиоведческие исследования.

Е.В. Баркарь. Кряшены. История и народная религиозность междухристианством и исламом.
Т.И. Хижая. К вопросу о влиянии иудейской традиции надвижение русских субботников (вторая половина XIX – начало XX вв.).

III. Изучение религий Востока в музеях.

С.В. Шандыба. Паломническая мандала горы Онтакэ.
Н.Г. Краснодембская. Ганеша ли это? Об экспонате из дворцамонгольского богдогэгэна (К проблеме культурных заимствований в религии).
В.А. Прищепова. Изучение религиозных представлений народов Средней Азии и Казахстана в МАЭ РАН в конце XIX – начале XX в. (по иллюстрированным коллекциям).
Е.С. Соболева. Задачи межкультурного взаимодействия в музее (на примере Восточного Тимора).


Крамер А.В. РИМСКИЕ КАТАКОМБЫ И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ БАЗИЛИКИ.

Христианское богослужение в апостольскую эпоху
Раннехристианская базилика
Происхождение раннехристианской базилики
Устройство римских христианских катакомб
История римских катакомб
Подземные храмы
Значение катакомб
Выводы
Примечания


I. Изучение музейных коллекций.

А.В. Карпов. Пятницкий археологический комплекс в древнем Муроме: История изучения и вопросы интерпретации.
Ю.С. Кузичева. Об одном из памятников в собрании Государственного музея истории религии (икона-картина "Святой Евстафий Плакида в житии").
М.В. Кормановская. Модель пагоды Чистоты из коллекции "Религии Востока" ГМИР: Атрибуция, история, символика.

II. История русского православия.

Н.И. Петров. Князь Аскольд в киевском церковном предании второй половины XIX в.
П.И. Гайденко. "Антицерковные выступления" 1071 г.: языческие волнения или рост церковного сознания?
Т.В. Чумакова. Культ св. Анастасии в отечественной религиозной традиции.
Ю.Э. Шустова. Символика орудий Страстей Христовых в православной книжности второй половины XVII в.
Чеперке Тикас. Отношение к женщинам вне и внутри старообрядческого сообщества (по материалам Русского Севера второй половины XIX в.).

III. Церковно-государственные отношения.

М.В. Сёмина. Культурная среда Рязани в воспоминаниях губернского комиссара народного просвещения Михаила Воронкова (1918 - 1919 гг.).
Е.С. Кизыма. Некоторые особенности реализации декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви в жизни православного прихода в 1919 - 1921 гг.
Е.М. Лучшев. Антирелигиозное воспитание в советской школе в 1920 - 30-х годах.

IV. История, теория и практика музейного дела.

Т.И. Щербакова. Аспекты экспонирования культовых предметов архаических и традиционных обществ.
В.В. Мясникова. Ирина Петровна Болотцева - исследователь древнерусской иконописи Ярославля.
Н.В. Чубинская. Первый музей истории религиии во Франции - Музей Гиме.
Е.А. Воронова. Формы работы с детьми в экспозиции отдела древнерусского искусства ЯХМ.

V. Из истории западного христианства.

Р.М. Кизыма. Хилиастические представления в ранней церкви.
И.Х. Черняк. Гуманистические истоки ренессансной библиистики.

VI. Библиография.

Шахнович Михаил Иосифович (1911 - 1992). Список опубликованных трудов. К столетию со дня рождения.


I. Описание коллекций ГМИР.

З.В. Ханутина. Коллекция античной терракоты в фонде ГМИР.
Ю.К. Рогова. Памятник раннехристианского искусства из катакомб св. Агнесы в Риме в фонде ГМИР.

II. Итальянское искусство XIV - XIX веков: художественные и иконографические проблемы.

Г.А. Преображенская, Ю.П. Ивлев. Реставрация уникального памятника искусства раннего итальянского Возрождения из фондов Государственного музея истории религии.
А.В. Романчук. Проблемы атрибуции картин Лоренцо ди Никколо Джерини в государственных и частных музеях.
О.Г. Махо. Христианские персонажи в серии uomini illustri студиоло Федерико да Монтефельто в Урбино.
О.В. Ковалева. Формирование художественного рынка Флоренции в период Высокого Возрождения.
И.Х. Черняк. Влияние патристических штудий итальянских гуманистов на ренессансную иконографию XV - XVI веков.
С.П. Никольская. Аспекты изучения коллекции итальянской живописи НГХМ.
М.Е. Игольникова. Коллекция рисунков итальянского художника Сальватора Тончи в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

III. Образы животных в религиях мира.

З.В. Ханутина. Змея - птица: противостояние - слияние - тождество.
Ю.К. Рогова. Символика рыбы в раннехристианском искусстве.
Е.В. Вдовченков. Мужские союзы и культ волка у сарматов.
Т.Г. Апакидзе. Образы животных в "Повести о Варлааме и Иосафате".
Т.И. Хижая. Животные в современном православном дискурсе.
В.В. Лебедева. Почитание медведя у коренных народов дальнего востока: Историографический аспект.
С.В. Березницкий. Критерии отбора животных в категорию почитаемых (на материалах верований и ритуалов коренных народов Севера).
А.К. Салмин. Бык в традиционных верованиях чувашей.
О.В. Павлухина. Тотемические мотивы в современной британской детской литературе.
Ю.Н. Чухвичева. Животные-трикстеры в мифологиях мира.
К.М. Воздиган. Зооморфные образы в искусстве племени варли.
И.А. Моисеев. Тибетский буддизм: Образы животных в наставлениях по Шаматхе.
В.Н. Мазурина. Животные в праздничных ритуалах непальцев.
Публикация М.М. Шахнович и Т.В. Чумичевой. Животные в религиозных практиках советских граждан в 1920 - 1930 гг. (по материалам исследовательской группы под руководством Н.М. Маторина).

IV. Проблемы религиоведения.

Н.И. Петров. Храмы святителя Николая Чудотворца на Руси в XI в.
Е.М. Лучшев. Союз воинствующих безбожников СССР: Создание, начало деятельности.
О.С. Хижняк. Мифы о буддизме: Анализ современных западных представлений о религии востока.

V. Музейные коммуникации и маркетинг.

Т.М. Пчелянская. Музейная коммуникация и социальный маркетинг: Свобода и необходимость.
Е.В. Волкова. Социологический опрос как форма диалога музея и посетителя.


I. Описание коллекций ГМИР..

Т.Н. Дмитриева. Материалы к медвежьему празднику народов Нижнего Амура в фондах ГМИР.
Ю.К. Рогова. Латинская надпись из Государственного музея истории религии.
Н.А. Суслова. Гравюра "Корабль святого Петра, или Триумф веры и Католической церкви": К вопросу об интерпретации сюжета.
Ян Юйцзюнь. Чжун Куй в России: Исследование изображений Чжун Куя из коллекции китайских лубков ГМИР.
Д.А. Дрон. Картина А.Н. Шильдера "Храм огнепоклонников в Сурханах близ Баку" из собрания ГМИР. Опыт атрибуции.
А.А. Буров. К вопросу о формировании эфиопской коллекции ГМИР.

II. Сакральные тексты в истории и культуре.

М.С. Петровская. Гордыня и смирение: библейские мотивы в русском летописании.
И.Х. Черняк. Евангельское повествование и гуманистическая концепция христианской древности: "Жизнеописание Христа" Бартоломео Платины.
З.А. Лурье. Концепция "библейского театра" Мартина Лютера и задачи протестантской драматургии.
В.В. Филатова. Интерпретация сакрального пространства в поэтическом сборнике Джорджа Герберта "Храм".
Т.А. Нишанова. О рае, о вратах рая и о ключе от врат его. Перевод и комментарии V главы трактата "Ваджх-и дин"("Лицо веры") исмаилитского проповедника XI в. Насир-и Хосрова (1004-1073).

III. История русского православия.

Н.И. Петров. Об обычае "наказания" образа св. Николая Чудотворца в Древней Руси.
С.О. Семенова. Евангельские образы апостолов Петра, Андрея и Иоанна Предтечи в пространстве Санкт-Петербурга: Символические параллели в истории города.
В.А. Безродин. Походные церкви российской армии в начале ХХ века.
Церковно-государственные отношения в России.
Е.А. Терюкова. К вопросу о свободе совести и свободе вероисповедания в России в начале ХХ века.
Е.М. Лучшев. Союз безбожников и "Великий перелом".
С. Такахаси. Между наукой и пропагандой: Положение Государственного музея истории религии и атеизма в советской науке о религии.
Е.В. Шуньгина. Открытие храмов Ленинграда в первое послевоенное десятилетие и обеспечение их предметами культа: Передача экспонатов Антирелигиозного музея в Троицкую церковь.

IV. Проблемы религиоведения.

Н.В. Ревуненкова. Гуманисты в полемике реформации 1550-х - 1570 - х гг.
М.С. Бахтеева. Атеистический мистицизм Жоржа Батая или новая мистическая теология.
Т.И. Щербакова. Археологические исследования в Каповой пещере в 2004-2005 гг.
Н.В. Кашовская. Корпус эпитафий иудейского кладбища Мангуп-Кале как исторический источник. Завершение систематизации эпитафий и обобщение результатов исследований.
О.П. Дешпанде. Образ Гаруды в культуре Юго-Восточной Азии.

Вкладка.

Н.В. Кашовская. Корпус эпитафий иудейского кладбища Мангуп-Кале как исторический источник. Завершение систематизации эпитафий и обобщение результатов исследования.


I. Описание коллекций ГМИР.

З.В. Ханутина. Две эллинистические терракоты из фонда ГМИР.
Т.Н. Дмитриева. "Домик мертвых" из фондов ГМИР. Некоторые особенности погребальной обрядности ульчей села аури.
С.Г. Николаева. Самодельные книги на основе цельногравированных изданий из собрания ГМИР.
Т.Г. Шубина. Плащаница 1914 г. из домового храма Главноуправления землеустройства и земледелия: Проблемы и предположения.
Т.Н. Виноградова. К вопросу об атрибуции картины "Поклонение волхвов", приписываемой Якобу Корнелису ван Оостзанену.
Н.А. Суслова. Образ дракона в гравюре "Корабль св. Петра, или Триумф веры и католической Церкви": В поисках "родословной" Зверя.
А.А. Кириленко. Об иконографии чудотворных образов Девы Марии из паломнических центров Польши в коллекции ГМИР.
Я.С. Цехановская. Личные вещи англиканского священника Боусфилда Ломбарда в собрании ГМИР.
Н.В. Кашовская. Караимская фамильная ономастика (по эпитафиям иудейского некрополя Чуфут-Кале и ритуальной караимской коллекции ГМИР).
А.В. Панеях. Научная библиотека Государственного музея истории религии: Страницы истории.
А.Н. Некрасова. Сионистский процесс в г. Апшеронске Краснодарского края в июне 1968 г. (по материалам фотоархива ГМИР).
Ян Юйцзюнь. Народные картина из российской коллекции, изображающие Чжун Куя с пятью демонами: Ошибки в интерпретации.

II. Из коллекции рукописных книг ГМИР.

И.В. Тарасова. Путешествие Якимова из Санкт-Петербурга в Соловецкий монастырь и обратно в июне и июле месяцах 1832 года.

III. Из истории внешних сношений русской православной церкви.

А.А. Буров. Церковно-дипломатическая деятельность А.С. Норова: О судьбе одной ближневосточной инициативы.
П.В. Федотов. Деятельность Императорского православного палестинского общества в конце XIX - начале XX в.: Поддержка единоверцев в Ливане, Сирии и Палестине.

IV. Сакральная символика.

О.С. Хижняк. Символизм учения о рае в буддизме и христианстве.
Е.В. Столярова. Сакральные символы индуизма.
М.С. Бахтеева. Сакральное и его символы.
А.В. Радецкая. Экуменическая символика.
В.А. Безродин. "Адамова голова в военной символике начала ХХ в.

V. Проблемы религиоведения.

Е.М. Лучшев. СВБ в 1930-х годах: Спад после подъема.


I. Описание коллекций ГМИР.

В.Б. Панченко, А. В. Карпов. Каменные кресты в собрании Государственного музея истории религии.
А.В. Панеях. В.Д. Бонч-Бруевич - директор Музея истории религии и собиратель научной библиотеки. Часть 1 (1946-1951 гг.).
Т.В. Виноградова. Аллегории и символы во фламандских натюрмортах XVII в., включенных в религиозные сцены. На примере двух картин из собрания ГМИР.
Н.В. Кашовская. Караимская коллекция фондов ГМИР.
Е.В. Столярова. Картины "патачитра" из коллекции Государственного музея истории религии.
Е.А. Завидовская, Е.А. Терюкова. Академик В.М. Алексеев и Музей истории религии (из истории создания экспозиции по истории религий Китая и формирования буддийской коллекции ГМИР).

II. Атрибуции.

Т.Н. Виноградова. К вопросу об авторстве так называемого "алтаря Пфистеров".
Ю.К. Рогова. Атрибуция картины "Похищение Прозерпины".
Я.С. Цехановская. Кропильница работы французского скульптора Фелиси де Фово в собрании ГМИР.

III. Проблемы религиоведения.

Е.А. Терюкова. Индивидуальное жизнеописание как источник для изучения церковно-государственных отношений в России в начале ХХ в.
Е.М. Лучшев. Советское безбожное движение 1920-1930-х годов: Проблема малограмотности.
О.С. Хижняк. Символизм культовых предметов: Архаичные истоки и буддийское значение.
О.П. Дешпанде. Северотайские скульптуры Пхра Синга и проблемы истории искусства Северного Таиланда.

IV. Проблемы музееведения.

Т.М. Пчелянская. Краткий экскурс к основам музеологии.

V. Публикации.

В.Д. Бонч-Бруевич, Л.И. Емелях. Переписка В.Д. Бонч-Бруевича и Л.И. Емелях о рукописном отделении (отделе) Музея истории религии АН СССР (1951-1955).
В.Г. Богораз-Тан. Анимизм и научное мировоззрение.


I. Описание коллекций ГМИР.

Т.Н. Дмитриева. Портрет шамана Мампыя в фондах ГМИР.
А.Н. Некрасова. Предметы, изготовленные в Художественно-репродукционной мастерской И.С. Золотаревского, в собрании ГМИР.
А.В. Панеях. В.Д. Бонч-Бруевич - директор Музея истории религии и собиратель научной библиотеки. Часть 2 (1952).
Р.Т. Рашкова. Алтарь "Обезглавливание Иоанна Крестителя" с гербом польского короля Станислава Августа Понятовского в собрании Государственного музея истории религии.
Н.В. Ревуненкова. Об историческом содержании гравюр первого периода Французской революции 1789-1792 гг. в коллекции ГМИР.
А.А. Рыбаков. Два медальона мастерской Яна Саломона Мюнхейма из собрания ГМИР.
А.В. Соколова. Графика и фотографии Соломона Юдовина из собрания Государственного музея истории религии: Между этнографией и антирелигиозной пропагандой 1930-х гг.
В.Н. Мазурина. Первая буддийская коллекция музея (Собирательская экспедиция 1932 года).
Е.В. Столярова. Куклы традиционного южноиндийского театра теней "толпава кутху" из коллекции Государственного музея истории религии.
Е.А. Терюкова, Е.А. Завидовская, О. С. Хижняк. В.М. Алексеев о методах исследования китайской народной картины.
Т.Н. Виноградова. Альбом "Давайте следовать высочайшему указу об истреблении нечисти" из коллекции академика В.М. Алексеева в собрании ГМИР.
В.Н. Мазурина, М.В. Кормановская. Серия театральных лубков из коллекции ГМИР.

II. Атрибуции.

Р.Т. Рашкова. Музыка Ангела. К вопросу об иконографии и атрибуции картины "Смерть Франциска Ассизского " из собрания ГМИР.
Е.С. Кравцова. К вопросу об атрибуции книги как музейного предмета.

III. Проблемы религиоведения.

Т.В. Чумакова. Исследования народной религиозности участниками студенческих "Экскурсий", организованных В.Г. Богоразом.
Е.М. Лучшев. Проблема происхождения религии в советской антирелигиозной пропаганде 1920-1930-х годов.
И.Х. Черняк. История древней церкви в освещении Бартоломео Платины (По трактату "Жизнеописания римских первосвященников").
Н.А. Суслова. О символическом толковании Библии у Менно Симонса / А. А. Кириленко. Орден св. Франциска в истории Санкт-Петербурга (По материалам интервью с участниками выставки "Семь бесед с францисканцами", 19 декабря 2014 - 3 февраля 2015 гг.).
Ю.Г. Кустова. Современное шаманство Хакасии.
О.С. Хижняк. Теоретические и методические основы изучения культовых памятников (На материалах буддизма).
С.В. Березницкий. Гравюра китайского мифологического животного в коллекции музея М.В. Ломоносова МАЭ РАН (К вопросу о трансформации религиозных представлений).
П.А. Тугаринов. Бимоизм как традиционная религия южнокитайской народности И.

IV. Библиография.

Список трудов Т.Н. Виноградовой.
Список трудов В.Н. Мазуриной.
Список трудов И.Х. Черняка.


I. Описание коллекций ГМИР.

А.С. Мутина, Е. Н. Николаева. Живопись В.А. Кузнецова из собрания Государственного музея истории религии как источник изучения старообрядчества.
С.Г. Безуглова. История школы народного искусства имени Александры Федоровны. Образцы лицевого шитья в собрании ГМИР.
А.В. Панеях. В.Д. Бонч-Бруевич - директор Музея истории религии и собиратель научной библиотеки. Часть 3: 1953 год.
Е.М. Лучшев. Фонд Ф.А. Страхова в архиве ГМИР.
Н.А. Веприкова. Коллекции фотографий спиритических сеансов из собрания ГМИР.
Е. Н. Николаева. Памятники армянской церковной истории в фотографиях из собрания ГМИР.
Н.В. Ревуненкова. Гугенотские портреты и коллекция ГМИР.
С.В. Шандыба. Религиозный контекст предмета. Подходы и принципы формирования японской коллекции ГМИР.

II. Исследование коллекции В.М. Алексеева в собрании ГМИР.

Е.А. Терюкова, Е.А. Завидовская, О. С. Хижняк, М. В. Кормановская, В. Н. Мазурина. Китайская народная картина из собрания ГМИР: Опыт систематизации.
О.С. Хижняк, Е.А. Завидовская, Е.А. Терюкова. К вопросу об источниках изучения культа китайского бога очага Цзао-вана (По материалам коллекции В.М. Алексеева из собрания ГМИР).
М.В. Кормановская. Серия китайских литературных картин "Сон в красном тереме" из коллекции Государственного музея истории религии.
В.Н. Мазурина. О Лунном зайце на китайских лубочных картинах.
Я.С. Цехановская. Пивная кружка фабрики Райнхольда Ханке в собрании Государственного музея истории религии.

III. Проблемы религиоведения.

А.В. Карпов. "Религиозная идеология" волхвов из Ярославля в исследованиях П.И. Мельникова и А.Н. Афанасьева (Историографические заметки).
Н.И. Петров. Св. Николай Чудотворец и Екатерина II: О появлении имени Николай в именослове династии Романовых.
Н.В. Полякова. К.П. Победоносцев: К вопросу о консервативной критике парламентаризма.
Протоиерей Петр Булгаков как глава церковной оппозиции Дальневосточного зарубежья / С. Н. Баконина.
А.С. Панин. "Застрелен случайно...". Особенности жизни и обстоятельства смерти после 1917 года.
И.Х. Черняк. Об одном примечательном умолчании в "Жизнеописании Петра" Бартоломео Платины.
И.В. Хмара. Понятие толерантности в европейской религиозной и социальной мысли.
Р.И. Беккин. К вопросу о взаимодействии мусульманского духовенства с лидерами черносотенного движения (На примере Атауллы и Мухаммед-Сафы Баязитовых).
О.С. Хижняк. Принцип полиморфизма и его значение для современного религиоведения.
Е.Ю. Харькова. Памятник буддийской культуры "Колесо благопожеланий" Муге Самтэна Гьяцо.
R. Berezkin. The use of zhima in baojuan performances of southern Jiangsu: with the eхample of telling scriptures in Changshu city (Относительно применения чжима в исполнении баоцзюань в южной части Цзянсу: На примере "рассказа по канону" в районе города Чаншу).

IV. Библиография.

Список трудов Н.В. Ревуненковой.
Список трудов Е.М. Лучшева.


I. Описание коллекций ГМИР.

С.О. Семенова. Иконы Божьей Матери в пространстве экспозиции "Русское православие" в Музее истории религии.
А.В. Панеях. В.Д. Бонч-Бруевич - директор Музея истории религии и собиратель научной библиотеки. Часть 4: 1954-1955.
З.В. Ханутина.Предметы античного фонда ГМИР из частных собраний XIX - начала XX вв.
Н.В. Ревуненкова. Памятники служения пастора Дальтона.
М.С. Бахтеева. Визуальный образ ада в искусстве ХХ в. на примере одной книги из коллекции Государственного музея истории религии.
Н.А. Суслова. Музейный проект как часть кампании солидарности (выставка "Революционная Испания в борьбе с фашизмом", (1936-1939).
Е.В. Столярова. Выставки Государственного музея истории религии к 70-летию дипломатических отношений между Россией и Индией.
П.А. Тугаринов. Влияние Китая на традиционную культуру народов Дальнего Востока на примере китайской "иконы" мио у нанайцев из собрания ГМИР.
В.И. Дейкун. "Оружие воинов махди" в собрании Государственного музея истории религии.

II. Атрибуции.

Е.С. Кравцова. "...В Нове Город изъ Рима чудесне приплыл": Об иезуитских книгах и их православных владельцах.
Н.А. Суслова. Три плаката Испанской Республики из фонда "Религии Запада. Графика".
А.В. Карпов. Этносоциальные факторы религиозной истории Северо-восточной Руси X-XI вв.
И.В. Хмара. Санкт-Петербургская церковно-историческая школа и А.И. Бриллиантов.
Е.М. Лучшев. Вопросы религиозного законодательства и деятельности II Государственной думы (1907 г.).
Т.В. Чумакова. Документы по истории обновленческого движения в архиве В.Н. Бенешевича.
О.С. Хижняк. Религиозно-философские термины в буддизме и христианстве.
Р.В. Березкин. "Баоцзюань о Сяншани" в традиции "Рассказов из Канона" (Цзянцзин) в Чаншу (провинция Цзянсу, Китай).

III. Библиография.

Список трудов Р.Т. Рашковой.
Список трудов И.В. Тарасовой.


Подготовка сборника завершена..



190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80