• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Научные сборники

ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ



I. Описание и история музейных коллекций ГМИР.

Т.И.Щербакова. О некоторых сибирских материалах в собрании Государственного музея истории религии.
Т.В. Жеребина. Сибирские экспедиции Государственного музея истории религии.
З.А. Лучшева. Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии: обзор коллекции.
С.Г. Николаева. Художественные мастерские Московской синодальной типографии второй половины XVIII века.
М.В.Басова. Минейные и праздничные иконы М.И. Дикарева и И.С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Санкт-Петербурге: создание, бытование, судьба.
Е.В. Денисова. Перламутр в светском и церковном декоративно-прикладном искусстве.
Р.Т. Рашкова. Венецианская живопись в собрании Государственного музея истории религии.
Т.Н. Дмитриева, К.В. Тарасов. К вопросу о разработке идеологии музейной информационной системы Государственного музея истории религии: цели, основания, принципы.

II. Религиоведческие исследования.

С.О. Семенова. Ангелогия в трудах отцов восточно-христианской церкви IV – V вв.
О.В. Вольфцун. Полемика Пелагия и Августина по вопросу о благодати и свободе воли.
Н.В. Ревуненкова. О выработке понятия «Вера» у Жана Кальвина.
Е.А. Терюкова. Англиканская церковь в России: правовое положение, устройство и управление.
Ж.Ф. Коновалова, А.В.Коновалов. Российская пенитенциарная мифология (по материалам монографии Е.В.Анисимова «Дыба и кнут»)
Е.М. Лучшев. Из истории советского безбожия: Емельян Ярославский.
В.В. Салтанова. История пророков откровения в псевдомусульманском изложении.
О.В. Горовая. История формирования школы Кагью в тибетском буддизме.



I. Из истории музейного дела.

С.А. Кучинский, Т.Н. Дмитриева. Идеология Государственного музея истории религии в начале 2000-х гг.
И.В.Тарасова, Г.А.Ченская. Из истории музейного дела в России: музеи церковно-археологический и антирелигиозной.
Т.И.Щербакова. От выставки к музею: период становления музея истории религии АН СССР (1930-1932).
Е.В. Денисова, З.А. Лучшева.Экспозиции по истории русского православия в ГМИР: Опыт концептуального развития
Т.А. Стецкевич.Коллекция Государственного музея истории религии по исламу: история формирования и состав.
В.Н.МазуринаВосточный фонд: история формирования в довоенный период и проблемы атрибуции.

II. Изучение коллекций ГМИР.

Ю.С. Шконда. Апулийский характер из собрания Государственного музея истории религии.
Ю.В.Хазова. Три ушебти из египетской коллекции Государственного музея истории религии
Т.М. Гельфман.Ханнукальные светильники в собрании Государственного музея истории религии: форма и декор.
М.В. Птиченко. Формирование и деятельность Ордена мартинистов в Петербурге (по материалам Государственного музея истории религии).
А.В. Карпов. Археологическая деятельность К.Я.Виноградова: к изучению коллекции Муромских древностей из фондов Государственного музея истории религии
И.А.Павлова. Из истории производства православной культовой утвари в России в XIX-начале XX вв.
З.А. Лучшева. Старообрядческий рисованный лубок: проблемы изучения.
К.В.Орлов. Старообрядчество: современное состояние и основные направления исследования.
Е.М. Лучшев. Советский антирелигиозный плакат 1917-1930гг.
Р.Т. РашковаКартины венецианских художников в собрании Государственного музея истории религии (статья вторая).
Н.В. Ревуненкова. Мартирологи Реформации и коллекция Государственного музея истории религии.

III. Музей и его сотрудники.

М.С. Бутинова.Странички из истории Музея истории религии (воспоминания бывшего сотрудника)
А.М. Решетов. Александр Михайлович Покровский (1893-1944): возвращение из небытия.
О.В. Вольфцун. Г.Э. Петри и Государственный музей истории религии: судьба ученого.



Николаева С.Г. Коллекция гравированных антиминсов в собрании Государственного музея истории религии.

Введение.
Антиминсы XVII века.
Антиминсы XVIII века.
Антиминсы XIX века.
Украинские антиминсы XVII - XVIII вв.
Приложения:
Характерные особенности русских антиминсных гравюр XVII в. (таблица)
Схема развития образца в русской антиминсной гравюре XVIII - XIX вв.
Словарь граверов и художников.
Алфавитный указатель архиереев.



I. Описание и история коллекции ГМИР.

М.В.Басова. «Четвертый Вселенский собор» В.И.Сурикова: история, иконография, воссоздание.
К.В.Орлов. Икона «Поморские старцы» в собрании Государственного музея истории религии: к вопросу о почитании старообрядческих святых.
Р.Т. Рашкова. Картины венецианских художников в собрании Государственного музея истории религии (статья третья).
Т.А.Стецкевич. «Альбом» муллы Шамсутдинова – источник для изучения религиозной жизни мусульман России XIX - начала XX вв.
З.В. Ханутина. Две архаические терракоты из собрания Государственного музея истории религии.
Ю.В. Хазова. Древнеегипетские скарабеи в собрании Государственного музея истории религии.
Т.И.Щербакова. И.П. Лавров – собиратель Чукотской коллекции Государственного музея истории религии.

II. Религиоведческие исследования.

В.Г. Иванов. Государственно-конфессиональные отношения в России: в поисках стабильности.
А.В. Карпов. Великий Волжский путь и начало христианизации Северо - Восточной Руси.
М.В. Птиченко. Обработка «дикого камня» или воспитание души (нравственная философия русского масонства конца XVIII-начала XIX вв.).
Е.М. Лучшев. Из истории русского атеизма: М.В. Бакунин.
Ю.К. Рогова. Религиозно-политические группировка иудеев I века н.э.: «четвертая философия», зелоты и сикарии.
С.О. Семенова. Учение о благе и промысле Божьем в восточно-христианском креационизме IV - начала VI вв.
И.Х. Черняк. Патристическая традиция и ренессансное искусство Италии XV - XVI вв.
А.Х. Горфункель. Френсис Амелия Йейтс: «новый подход» к культуре Возрождения.
Н.В. Ревуненкова. Идея компромисса между конфессиями в литературе Реформации 1530-1560 гг.
О.В. Вольфцун. Ранние историко-религиоведческие работы Л.П. Карсавина.
О.С. Хижняк. Социальная база буддийского культового строительства в Древней Индии.
И.А. Тульпе, В.А. Хршановский. Погребально-поминальная обрядность как религиоведческий источник (по материалам археологических раскопок некрополей малых городов европейского Боспора).
А.А.Невский. Из записных книжек 1943 года.



I. Описание и история коллекций ГМИР.

С.Г. Николаева. Неизвестные антиминсные гравюры второй половины XVIII столетия.
З.А. Лучшева. Старообрядческий рисованный лубок из коллекции В.Г. Дружинина в собрании Государственного музея истории религии.
Т.Г. Шубина. Стандартизация церковной тканой утвари и облачений священства XIX - начала XX вв.
Е.Н. Николаева. Картина «Нагорная проповедь» и чудесное спасение царской семьи 17 октября 1888 года.
И.В.Тарасова. Матералы по истории духоборцев в коллекции Государственного музея истории религии.
М.В. Птиченко. Два масонских катехизиса из собрания Государственного музея истории религии.

II. Религиоведческие исследования.

В.Г. Иванов. К опыту музейного маркетинга.
И.А.Тульпе. Определенность искусства и религии в контексте их взаимоотношения.
Ю.Ю. Мацкевич. Проблема определения Русской Православной Церковью обьема брачных запрещений по духовному родству в синодальный период.
М.М. Шахнович. Из истории отечественного религиоведения XVIII в.: проблема происхождения религии.
Е.М. Лучшев. «Мы отказались раз и навсегда и от священника и от судьи».
С.О. Семенова. Принципы существования небесной иерархии в учении восточной церкви IV - начала VI вв.
Н.В. Ревуненкова. Властная персона в теологии Кальвина.
О.В. Вольфцун. Судьба историка-медиевиста А.Г. Вульфиуса: ученый и власть.
О.С. Хижняк. Религиозные основы буддийского культового строительства.
Е.А. Окладникова. Шпильки для волос из калифорнийского собрания музея антропологии и этнографии.



I. Из истории Государственного музея истории религии.

Т.В. Чумакова. Музей истории религии АН СССР в начале 1930-х гг.
М.М. Шахнович. Музей истории религии АН СССР в Казанском соборе: борьба за спасение здания и сохранение музея (1946 - 1951).
М.С. Бутинова. О нашем музее и его сотрудниках (странички истории).
Р.Т. Рашкова. Западное христианство в экспозициях ГМИР 1932-2002 гг.
Н.В. Ревуненкова. Тема западноевропейского свободомыслия в музейной деятельности (1931-1981).
Т.А. Стецкевич. Ислам в музее.
В.А. Хршановский. Предварительные итоги исследования некрополей боспорских городов Илурата и Китея на материале археологических экспедиций ГМИР 1969-2006 гг.
С.М. Иванова. Отдел книжных фондов Государственного музея истории религии.
К.К. Чегоданова. Новые методики в экскурсионной работе: из опыта научно-просветительской работы ГМИР.

II. Изучение коллекций ГМИР.

З.В. Ханутина. Образ женщины-птицы в религиях Дрeвних цивилизаций (Эгеский мир).
Ю.С. Шконда. Боспорские надгробные рельефы из коллекции ГМИР.
Т.В. Жеребина. Особенности оформления шаманской ритуальной одежды (на примере экспоната ГМИР, фонд 1; инв. № А-1/1-6-1).
М.В. Басова. «Соборный храм иконы Феодоровския Божией Матери и Святаго Благовернаго Великаго князя Александра Невского, в память 300-летия Царствования Дома Романовых».
Е.В. Денисова. Ростовская финифть в собрании Государственного музея истории религии.
Г.А. Ченская. История в медалях. Из коллекции Музея истории религии.
Т.Г. Шубина. Образцовые предметы для ризниц полковых походных храмов православной и римско-католической церкви в собрании тканей ГМИР.

III. Церковно-государственные отношения в России.

Е.М. Лучшев. Вопросы свободы совести в деятельности I-й Государственной думы.
А.В. Карпов. Императорский указ 17 апреля 1905 года. «Об укреплении начал веротерпимости» и проблема законодательного оформления свободы совести в царствование Николая II.

IV. История религии.

Е.А. Терюкова. Проблема секуляризации в современном религиоведении.
Н.В. Ревуненкова. «Пляски смерти» и Реформация.
О.С. Хижняк. Виды и функции буддийской ступы.



I. Феномен паломничества в религиях.

Д.Н. Замятин. Феномен паломничества: географические образы и экзистенциальное пространство.
И.П. Глушкова. Виктор Тэрнер и другие: обзор современных теорий паломничества.
Н.В. Кашовская. Паломничество к храму Соломона как первый опыт в монотеистических религиях.
Е.Н. Аникеева. Священная география и священные реалии на примере географии жития преподобного Сергия Радонежского.
М.П. Иванишина. Особенности паломничества в западно-христианской традиции.
Н.В. Ревуненкова. Два трактата о реликвиях.
Н.Г. Краснодембская, Ю.Д. Аксенов. Паломничество к святой горе в Шри-Ланке.

II. Изучение коллекций ГМИР.

Г.А. Ченская. Коллекция резного дерева в собрании ГМИР (XVII – XX вв.)
Е.Н. Николаева. Живопись из армянских церквей в собрании ГМИР. К вопросу о церковном искусстве России XVIII – начала XX веков.
Е.В. Денисова. Паломнические сувениры из Святой Земли в коллекции ГМИР.
Ю.В. Трубинов. Икона в Мраморном дворце: 1785 – 1925. (Формирование комплекса и его утрата).

III. История религии.

А.В. Карпов. Ростово-Суздальская епархия в эпоху епископов Исайи и Ефрема (последняя четверть XI – начало XII вв.): историко-религиоведческий очерк.
Е.М. Лучшев. Вопросы религии в книге братьев Гординых «Социомагия и социотехника».
И.Х. Черняк. Ренессансные истоки веротерпимости: философия религии итальянских платоников.
А.А. Кириленко. Финские Лютеранские приходы Петербурга и Ингерманландии: история исследований.
О.С. Хижняк. Вопросы терминологии в зарубежных и отечественных исследованиях буддийских культовых памятников Древней Индии.



I. Христианская иконография и символика в русском изобразительном искусстве.

О.Г. Ульянов. Эволюция иконографии Живоначальной Троицы в древнерусском искусстве времени прп. Андрея Рублева и проблемы семантикиобраза.
Ю.Э. Шустова. Символика часов и иконография евангелистов в гравюрах Евстафия Завадовского из Львовского Евангелия 1690 г.
Т.В. Чумакова. Иконография вознесения Александра Македонского на небо.
М.С. Киселева. Символ стола в украинской барочной книжности XVII века: в поисках истоков гравюры Афанасия Трухменского (по рисунку Симона Ушакова) к «Обеду душевному» Симеона Полоцкого.
О.В. Чумичева. Аллегория распятого монаха в росписях Великого Устюга XVII в. и ее западно-европейские и балканские корни.
Е.В. Денисова. Львы на перламутровой иконе: к уточнению атрибуции.
О.В. Полякова. Образ Рождества Христова в пространстве храма.
Е.В. Ковалева. Иконографический канон в свете платонических построений Павла Флоренского.
Н.В. Пивоварова. Слово и образ: о некоторых принципах соотношения и взаимодействия текста и изображения в старообрядческом иконописании.
М.А. Комова. Традиционное и новаторское в творчестве старообрядческого иконописца Никиты Рачейскова: к истории икон-реплик чтимых дониконовых памятников.
А.В. Васильева. Программные основные росписи жертвенников ярославских храмов XVII – первой половины XVIII в.
Ю.С. Кузичева. «Благоразумный разбойник» в программе боковыхдверей иконостасов: иконография и символика.
И.А. Припачкин. О возможных источниках иконографии Богоматери«Моденская-Косинская».
М.В. Басова. Иконостас верхнего храма собора Федоровской Богоматери в Петербурге: попытка реконструкции.
О.К. Бузина. Влияние иконографической традиции на искусство русского авангарда.
С.В. Подлесный. Современная храмовая архитектура Петербургской епархии: традиции и новаторство.
Священник Александр Берташ. Храмостроительство в Санкт-Петербурге на рубеже веков.
А.М. Копировский. Сестра Иоанна (Рейтлингер) – «иконный живописец». Основы творчества, особенности иконографии.
М.Л. Хижий. Образ Николая II в современной русской иконе.
И.К. Языкова. Канон и стиль в современном иконописании. Проблемы поиска языка.
В.В. Кучурин. Масонские символы ложи Умирающего сфинкса: опыт интерпретации.

II. Христианская иконография и символика в западноевропейскомизобразительном искусстве.

М.В. Птиченко. Святая Троица в образе триликого Христа (картина из собрания Музея истории религии).
Н.А. Кирсанова. К вопросу об иконографии образов евангелистов в англо-ирландской миниатюре дороманского периода.
С.В. Сорокина. Особенности формирования скульптурного декора раннероманских храмов в Пиренеях.
Е.А. Хрипкова. Особенности визуализации текстов Священного Писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени.
З.А. Лурье. Десакрализация образа Юдифи в западноевропейском искусстве XV – XVI вв.
О.Д. Баженова. Corpus Rubeniarum и росписи костела Божьего Тела в Несвиже (иконография и иконология цикла).
Ю.И. Арутюнян. Цитаты и аналогии: некоторые аспекты изучения влияний в искусстве прошлого и современности.

III. К 500-летию Жана Кальвина.

Н.В. Ревуненкова. История Церкви в трактовке Жана Кальвина.



I. Изучение музейных коллекций.

Ю.К. Рогова. Четыре фрагмента римских саркофагов из коллекций ГМИР.
П.В. Федотов. Образы объектов культа в коллекциях фототеки ГМИР.
В.М. Белковская. Алтарные образа: между церковью и музеем.
Ю.И. Арутюнян. Эффект присутствия: монументальное искусствороманской эпохи в музее. Проблема экспонирования.

II. Религиоведческие исследования.

Е.В. Баркарь. Кряшены. История и народная религиозность междухристианством и исламом.
Т.И. Хижая. К вопросу о влиянии иудейской традиции надвижение русских субботников (вторая половина XIX – начало XX вв.).

III. Изучение религий Востока в музеях.

С.В. Шандыба. Паломническая мандала горы Онтакэ.
Н.Г. Краснодембская. Ганеша ли это? Об экспонате из дворцамонгольского богдогэгэна (К проблеме культурных заимствований в религии).
В.А. Прищепова. Изучение религиозных представлений народов Средней Азии и Казахстана в МАЭ РАН в конце XIX – начале XX в. (по иллюстрированным коллекциям).
Е.С. Соболева. Задачи межкультурного взаимодействия в музее (на примере Восточного Тимора).



Крамер А.В. РИМСКИЕ КАТАКОМБЫ И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ БАЗИЛИКИ.

Христианское богослужение в апостольскую эпоху
Раннехристианская базилика
Происхождение раннехристианской базилики
Устройство римских христианских катакомб
История римских катакомб
Подземные храмы
Значение катакомб
Выводы
Примечания



I. Изучение музейных коллекций.

А.В. Карпов. Пятницкий археологический комплекс в древнем Муроме: История изучения и вопросы интерпретации.
Ю.С. Кузичева. Об одном из памятников в собрании Государственного музея истории религии (икона-картина "Святой Евстафий Плакида в житии").
М.В. Кормановская. Модель пагоды Чистоты из коллекции "Религии Востока" ГМИР: Атрибуция, история, символика.

II. История русского православия.

Н.И. Петров. Князь Аскольд в киевском церковном предании второй половины XIX в.
П.И. Гайденко. "Антицерковные выступления" 1071 г.: языческие волнения или рост церковного сознания?
Т.В. Чумакова. Культ св. Анастасии в отечественной религиозной традиции.
Ю.Э. Шустова. Символика орудий Страстей Христовых в православной книжности второй половины XVII в.
Чеперке Тикас. Отношение к женщинам вне и внутри старообрядческого сообщества (по материалам Русского Севера второй половины XIX в.).

III. Церковно-государственные отношения.

М.В. Сёмина. Культурная среда Рязани в воспоминаниях губернского комиссара народного просвещения Михаила Воронкова (1918 - 1919 гг.).
Е.С. Кизыма. Некоторые особенности реализации декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви в жизни православного прихода в 1919 - 1921 гг.
Е.М. Лучшев. Антирелигиозное воспитание в советской школе в 1920 - 30-х годах.

IV. История, теория и практика музейного дела.

Т.И. Щербакова. Аспекты экспонирования культовых предметов архаических и традиционных обществ.
В.В. Мясникова. Ирина Петровна Болотцева - исследователь древнерусской иконописи Ярославля.
Н.В. Чубинская. Первый музей истории религиии во Франции - Музей Гиме.
Е.А. Воронова. Формы работы с детьми в экспозиции отдела древнерусского искусства ЯХМ.

V. Из истории западного христианства.

Р.М. Кизыма. Хилиастические представления в ранней церкви.
И.Х. Черняк. Гуманистические истоки ренессансной библиистики.

VI. Библиография.

Шахнович Михаил Иосифович (1911 - 1992). Список опубликованных трудов. К столетию со дня рождения.



I. Описание коллекций ГМИР.

З.В. Ханутина. Коллекция античной терракоты в фонде ГМИР.
Ю.К. Рогова. Памятник раннехристианского искусства из катакомб св. Агнесы в Риме в фонде ГМИР.

II. Итальянское искусство XIV - XIX веков: художественные и иконографические проблемы.

Г.А. Преображенская, Ю.П. Ивлев. Реставрация уникального памятника искусства раннего итальянского Возрождения из фондов Государственного музея истории религии.
А.В. Романчук. Проблемы атрибуции картин Лоренцо ди Никколо Джерини в государственных и частных музеях.
О.Г. Махо. Христианские персонажи в серии uomini illustri студиоло Федерико да Монтефельто в Урбино.
О.В. Ковалева. Формирование художественного рынка Флоренции в период Высокого Возрождения.
И.Х. Черняк. Влияние патристических штудий итальянских гуманистов на ренессансную иконографию XV - XVI веков.
С.П. Никольская. Аспекты изучения коллекции итальянской живописи НГХМ.
М.Е. Игольникова. Коллекция рисунков итальянского художника Сальватора Тончи в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

III. Образы животных в религиях мира.

З.В. Ханутина. Змея - птица: противостояние - слияние - тождество.
Ю.К. Рогова. Символика рыбы в раннехристианском искусстве.
Е.В. Вдовченков. Мужские союзы и культ волка у сарматов.
Т.Г. Апакидзе. Образы животных в "Повести о Варлааме и Иосафате".
Т.И. Хижая. Животные в современном православном дискурсе.
В.В. Лебедева. Почитание медведя у коренных народов дальнего востока: Историографический аспект.
С.В. Березницкий. Критерии отбора животных в категорию почитаемых (на материалах верований и ритуалов коренных народов Севера).
А.К. Салмин. Бык в традиционных верованиях чувашей.
О.В. Павлухина. Тотемические мотивы в современной британской детской литературе.
Ю.Н. Чухвичева. Животные-трикстеры в мифологиях мира.
К.М. Воздиган. Зооморфные образы в искусстве племени варли.
И.А. Моисеев. Тибетский буддизм: Образы животных в наставлениях по Шаматхе.
В.Н. Мазурина. Животные в праздничных ритуалах непальцев.
Публикация М.М. Шахнович и Т.В. Чумичевой. Животные в религиозных практиках советских граждан в 1920 - 1930 гг. (по материалам исследовательской группы под руководством Н.М. Маторина).

IV. Проблемы религиоведения.

Н.И. Петров. Храмы святителя Николая Чудотворца на Руси в XI в.
Е.М. Лучшев. Союз воинствующих безбожников СССР: Создание, начало деятельности.
О.С. Хижняк. Мифы о буддизме: Анализ современных западных представлений о религии востока.

V. Музейные коммуникации и маркетинг.

Т.М. Пчелянская. Музейная коммуникация и социальный маркетинг: Свобода и необходимость.
Е.В. Волкова. Социологический опрос как форма диалога музея и посетителя.



190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80