• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Лекционный цикл «Гендерные стереотипы в религиях мира»

с 11 ноября по 9 декабря

«Гендерные стереотипы в религиях мира»

11 ноября 15.30

Женское священство: pro et contra. Христианский контекст

На протяжении тысячелетий статус женщины подразумевал подчинение мужчине. Так например, из прекрасного, полного глубокой символики библейского рассказа о сотворении жены (Быт. 2 гл), авторитетные христианские богословы, св. Августин и св. Фома Аквинский, сделали вывод о более низком положении женщины - появившаяся второй, она якобы является вторичной по отношению к мужчине. Однако, несмотря на всю авторитетность христианское отношение к вопросам пола отнюдь не исчерпывается описанной позицией. С особой остротой эти вопросы встали перед христианским сознанием в XX веке: катастрофические потери мужского населения в Первой мировой войне, в том числе среди христианских священнослужителей, вызвали дискуссию о рукоположении женщин. В чем выражается верность традиции и творческий подход в данном вопросе? Об этом пойдёт речь в лекции, предлагаемой вниманию самого широкого круга слушателей.

Лектор: с.н.с. Александр Буров


18 ноября в 15.30

Женское тело как маркер демонического в христианском дискурсе средневековья и Нового времени

В христианском дискурсе отношение к телу неоднозначно. С одной стороны, в христианской антропологии утверждается значимость тела, которое есть не просто случайное вместилище души, но один из важных аспектов человеческой личности, без которого душа в этом мире не способна проявить себя во всей полноте. С другой стороны, эмпирический факт маркированности человеческого бытия полагается христианскими богословами в качестве одной из главных причин неполноценности человека и его склонности ко греху. Подверженное разложению и порокам, тело воспринимается как «особая точка» преступлений против веры и морали, при этом, если речь идет о женском теле, то эти преступления приобретают «особо тяжкий характер». Теологическая мысль средневековья описывает тело женщины как слабое и пассивное, несущее в себе разрушительное природное начало. Подобные представления оказывают влияние на естественно-научный и медицинский дискурс Нового времени. Демонологи, в свою очередь, создавая концепцию женского несовершенства, видят в женщине существо соприродное дьяволу.

Лектор к.ф.н. Бахтеева М.С.


25 ноября в 15.30

«Полигамия и женская эмансипация в исламе»

Шариатские институции в исламе определяют все сферы жизни мусульманина. Шариат обязывает мусульманина строго выполнять обрядности и предписывает правила религиозной жизни, применение которых не всегда приспособлены к практической жизни. Поэтому существует множество способов обходить предписания путём различных ухищрений. Так, например, нельзя мусульманину иметь одновременно более четырёх жён, но можно иметь неограниченное количество наложниц. В Коране женщина и мужчина уравниваются, но неравноправие и несправедливость по отношению к женщине, к признанию права женщины на труд, образование, развод и др. остаются актуальными вопросами в исламском мире. Эмансипация женщин на Востоке прошла несколько этапов, являясь более сложным феноменом, чем на Западе. В этом смысле исламский феминизм выступает за пересмотр религиозных канонов в отношении женщин.

Лектор н.с. Ирина Османова


2 декабря 15.30

Гендерные стереотипы в религии Японии: деконструкция популярных представлений и мифов.

Япония – страна загадочная и во многом отличная от других культур. Часто, представления о ней основаны на устоявшихся клише, которые создают образ Японии скорее фантастический, нежели реальный. Мы попытаемся разобрать и возможно переосмыслить некоторые устойчивые стереотипы, так ли они верны, или может быть реальность еще невероятней?

Лектор: н.с. Сергей Шандыба


9 декабря 15.30

«Гендерные роли в Древнем Китае: от инь к ян и обратно».

В конфуцианстве и даосизме особое место занимает концепция первоначал — инь(темное, женское, пассивное) и ян(светлое, мужское, активное). Именно инь и ян ответственны за маркирования «мужского» и «женского» в китайской культуре, при этом каждому мужчине присуще женское начало инь, и в каждой женщине есть мужское начало ян. Даже внутри одной семьи мужчина может находиться как в янной(в отношениях муж→ жена) так и в иньной(отец→ сын) позиции. Но каким образом эти натурфилософские концепции бытовали в строгих рамках традиционной конфуцианской патриархальной семьи? И какие телесные практики существовали для балансировки и гармонизации противоположностей, и как с их помощью даосские мастера пытались достичь бессмертия? Об этом и многом другом мы поговорим на лекции «Гендерные роли в Древнем Китае: от инь к ян и обратно».

Лектор н.с. Павел Тугаринов


Продолжительность лекций – 60 минут.

Для студентов всех форм обучения – БЕСПЛАТНО.

Для других категорий посетителей – 200 руб.

Справки по тел.: 571-47-91; e-mail:youth.gmir@gmail.com


Дата публикации: 06.10.2017

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80