• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Иерусалимский храм

Иерусалимский храм - центр религиозной жизни еврейского народа между X в. до н.э. и I в.н.э. Поэтому библейский или древний иудаизм называют также храмовым.

Храм был возведен в Иерусалиме царем Соломоном в 950 г. до н. э. и являлся единственным разрешенным местом жертвоприношений Богу, которые совершались когенами и левитами. В Храм из переносной Скинии Собрания, служившей евреям после исхода из Египта для совершения обрядов, были перемещены предметы, символизирующие присутствие Бога, - Ковчег Завета и Скрижали Завета. Кроме того, Храм стал главным объектом паломничества всех евреев три раза в год: во время трех главных иудейских праздников – Песах, Шавуот, Суккот.

Историю строительства и существования Иерусалимского храма принято делить на два этапа – Первый Храм и Второй Храм.

Первый Храм олицетворял объединение Израильского царства и был воздвигнут царем Соломоном в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа.

До настоящего времени единственным источником для гипотез о местоположении и архитектуре Первого храма, его строительстве, разрушении и воссоздании после возвращения евреев из вавилонского пленения (516 г. до н.э.) остается Танах. Согласно ему, царь Давид перенес Ковчег Завета в завоеванный им Иерусалим – город, не принадлежавший ни одному из колен Израиля и находившийся на территории, расположенной между землями, отданными колену Иуды (к которому принадлежал Давид) и колену Вениамина (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул). Тем самым Давид превратил свою столицу на «нейтральной» территории в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

Идея строительства центрального для всех иудеев Храма также принадлежала Давиду. Он намеревался возвести Храм на горе Мория (Храмовой горе), на том самом месте, где задолго до этого Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Однако, вняв словам пророка Нафана, Давид оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Строительство Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 г. до н.э. За содействием Соломон обратился к царю финикийского города Тир Хираму, который прислал опытного зодчего Хирама Абиффа и ремесленников. Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.

После смерти Соломона (930 г. до н.э.) и распада его царства на Израиль и Иудею, Иерусалимский храм остался культовым центром Иудеи. Его влияние усилилось после завоевания Израильского царства Ассирией в 722 г. до н.э.

На протяжении нескольких столетий Иерусалимский храм оставался единственным законным святилищем, а Торе был придали статус незыблемого закона. Это позволило евреям сохранить верность иудаизму даже после того, как вавилоняне в 586 г. до н.э. захватили их страну и разрушили Храм. Большинство населения Иудеи было уведено завоевателями в Вавилон. Гибель государства и Храма воспринимались евреями как кара Всевышнего, поэтому возросло влияние пророков, возвещавших о грядущем приходе царя-избавителя, божественного помазанника – Мессии.

Строительство Второго Храма длилось почти пять столетий. Началось оно с момента возвращения изгнанного народа в Иудею в 516 г. до н.э. по воле персидского царя Кира Великого. После завоевания Вавилона Персией Кир разрешил восстановить разрушенный вавилонским царем Навуходоносором Иерусалимский храм и проводить в нем храмовые службы. В этот период в состав храмовой службы вошел ритуал публичного чтения Торы.

В результате завоевательных походов Александра Македонского Иудея в IV в. до н.э. стала частью эллинистического мира. Его правители с уважением относились к Храму. Вплоть до того момента, когда в 167 г. до н.э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, установив в нем алтарь Зевса. Богослужения в Храме возобновились только в 164 г. до н.э. после победы еврейского восстания под предводительством Иуды Маккавея из рода Хасмонеев над военными отрядами империи Селевкидов. С этими событиями связана история праздника Ханука.

Представления о Втором храме, перестроенном царем Иудеи Иродом в 22 – 13 гг. до н.э., основаны на археологических данных и сохранившихся памятниках. К таковым можно отнести, например, Западную стену – часть возведенной вокруг Храмовой горы подпорной стены, которая уцелела после разрушения Храма. Эта стена была возведена царем Иродом в 37 – 4 гг. дон.э. для поддержки земляной насыпи, увеличившей площадь храмового комплекса. В Vв. у евреев возник обычай молиться, оплакивая разрушение Храма, у подножия Западной стены. Постепенно она получила название Стена Плача и превратилась в символ надежды на восстановление Храма. Второй храм оставался центром религиозной жизни евреев во времена Римской империи, вплоть до его разрушения римлянами в 70 г. н.э.

На всем протяжении истории иудаизма в декоре еврейской ритуальной утвари неизменно присутствовал образ Иерусалимского храма и прямо или косвенно связанные с ним библейские мотивы - жертвоприношение Авраама, Пасхальная жертва, столпы Иахин и Воаз, менора и др. Это ярко демонстрируют представленные в экспозиции памятники еврейской материальной культуры Центральной, Западной и Восточной Европы XVIII – XX вв.

Экспозиция «Иудаизм».

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80