• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Григорианский календарь

Григорианский календарь – система исчисления времени, утвержденная буллой (декретом) «Inter Gravissimas» от 24 февраля 1582 г. римского папы Григория XIII для всех католических стран в качестве церковного и гражданского календарей.

Согласно папской булле, переход на новый, григорианский, календарь должен был начаться в европейских странах в октябре 1582 г. Большинство стран мира приняло григорианский календарь в качестве гражданского к концу XVIII в. Однако, окончательно процесс перехода на новое летоисчисление был завершен лишь в начале XX в.

В России григорианский календарь был введен в качестве гражданского календаря в 1918 г. декретом Совнаркома от 26 января 1918 г. Русская Православная церковь сочла для себя переход на новую систему летоисчисления невозможным. В результате этого в России сложилась (и до сих пор существует) двойственная ситуация: страна, как государство, живет по григорианскому календарю, а Русская Православная церковь – самая многочисленная вероисповедная община, к членам которой причисляет себя большинство граждан страны – по юлианскому.

Причиной, обосновавшей необходимость составления новой системы исчисления времени, стали открытия в области астрономии, сделанные в XIV-XVI вв. Г. Галилеем, Н. Коперником, И. Кеплером. Одним из следствий этих открытий явилось обнаружение расхождений между юлианским календарем и фактическим астрономическим временем.

Разработчиком новой системы летоисчисления принято считать монаха-иезуита Христофора Клавиуса, который в 1579 г. возглавил специальную астрономическую комиссию, созданную по распоряжению папы Григория XIII с целью проведения реформы юлианского календаря.

Составленный этой комиссией новый календарь принадлежал к разряду солнечных календарей, в которых основой всех расчетов являлся солнечный цикл, то есть промежуток времени между двумя последовательными прохождениями солнцем точки весеннего равноденствия. Установление точного соответствия календарной даты дня весеннего равноденствия, которой, начиная со времени I Вселенского собора в Никеи в 325 г. считалось 21 марта, астрономическому дню весеннего равноденствия имело большое значение, так как именно к этой дате был привязан расчет времени Пасхи.

Помимо уточненной системы исчисления пасхалий, а также способа определения переходных и не переходных дат христианских праздников, новый календарь содержал еще и правило вычисления простых (состоящих из 365 дней) и високосных (состоящих из 366 дней) лет, которое было разработано итальянским астрономом и математиком Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий), и детально представлено в его труде «Новый план возвращения календаря», изданном в 1576 г.

В отношении «правильности» и «неправильности», «точности» и «неточности» григорианского и юлианского календарей в церковной среде до сих пор высказываются разные мнения. Однако, с точки зрения астрономической науки григорианский календарь, несмотря на имеющиеся в нем недостатки, является более приближенным к астрономическому времени, чем юлианский.

Разница между григорианским и юлианским календарями в XXI в., также как и в XX в., составляет 13 дней.

Экспозиция «Католицизм»

Экспозиция «История русского православия».

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80