• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Бон

Бон - национальная религия тибетцев. Согласно преданию учение бон было привнесено в Тибет из Центральной Азии пятнадцать-шестнадцать тысяч лет дон.э. пробужденным Тонпа Шанрабом. Согласно другим версиям Шанраб – современник Будды Шакьямуни или его перевоплощение. Последователи бона разделяют свое учение на три «исторические формы: древнейший (шаманский) бон; реформированный бон; «Вечный бон», или «бон Свастики».

По мере распространения буддизма бон в Тибете начал терять свои позиции. Противостояние учений со временем вылилось во взаимопроникновение «белого Бона» в тибетский буддизм и наоборот. Соперничая и постепенно сливаясь с ранним Боном буддизм стал государственной религией Тибета (в царствование Сронцзен Гампо, 620—649 гг.).

В девятом и десятом вв. н.э. традиция бон подверглась очередным преследованиям и попыткам уничтожения. Однако ее приверженцы смогли сохранить священные писания вплоть до одиннадцатого века, когда началось возрождение бон. Этому способствовало обнаружение нескольких важных текстов Шенчена Луги, потомка Тонпы Шенраба. Шенчен Луга имел много последователей, некоторые из которых основали первый в Тибете бонский монастырь. В 1405 г. великий бонский мастер Ньямед Шераб Гьялтсен основал монастырь Менри. Менри и Юнгдрунг Линг стали самыми важными из всех бонских монастырей.

В трех письменных биографиях Тонпы Шенраба данные им бонские учения излагаются различными путями и с различными классификациями.
Согласно преданию, что Шенраб изложил бон в трех последовательных циклах учений: вначале он раскрыл «Девять Путей» (или последовательных стадий практики) бон, затем он обучал «Четырем бонским Порталам и Одной Сокровищнице»; и наконец, он изложил «Внешние, Внутренние и Тайные Наставления».

Существует три вида классификации «Девяти Путей» Бона: Южные, Северные и Центральные Сокровища. Это системы учений, которые хранились в тайне в ранний период преследования бон с тем, чтобы позже быть заново открытыми в виде терм. Термы, обнаруженные в южном Тибете и Бутане, составляют Южные Сокровища. Те, что обнаружены в северном Тибете, составляют Северные Сокровища и, наконец, те, которые были обнаружены в центральном Тибете, составляют Центральные Сокровища.

В Южных Сокровищах «Девять Путей» подразделяются на «Четыре Пути Причины» низшего уровня, содержащие мифы, легенды, ритуалы и практики, связанные главным образом с работой энергий в рамках магии для целей исцеления и достижения процветания, и высшие «Пять Путей Плодов», целью которых является освобождение практикующего от круговорота сансарических перерождений.

Второй цикл, изложенный Шенрабом («Четыре Портала и Одна Сокровищница»), делится на пять частей. Первый Портал содержит эзотерические тантрические практики и заклинания. Второй Портал состоит из различных ритуалов (магических, предсказательных, гадательных и т.д.), используемых с целью очищения. В Третьем Портале излагаются правила дисциплины для монахов и мирян, даются философские объяснения. Четвертый Портал содержит указания по выполнению практик, подобных медитациям Дзогчен. Пятое учение именуется «Одна Сокровищница» и содержит основные аспекты всех четырех порталов.

Последний цикл - «Внешние, Внутренние и Тайные Наставления». Внешний цикл - это путь отречения, учения Сутр. Внутренний цикл представляет собой путь трансформации, тантрические учения с использованием мантр. Тайный цикл - это путь освобождения, учения Дзогчен.

Согласно учению бон, причиной всех проблем этой жизни и блужданий в сансаре являются пять страстей: неведение, привязанность, гнев, зависть и гордость. Они также называются пятью ядами, так как убивают людей. Именно эти страсти мы должны преодолеть в себе посредством практики. Согласно Сутрам, для устранения страстей и достижения просветления требуется большое количество жизней, в то время как Тантра и Дзогчен считают, что практикующий может достичь просветления уже в этой жизни.

В различных религиях и духовных традициях были разработаны свои пути устранения страстей и достижения самореализации. В традиции Юнгдрунг бон это метод отречения, метод трансформации и метод освобождения.

Чтобы управлять силами природы, жрецы Бон отождествляют себя с Богом. Используются ритуалы наводящие транс, во время которых человек получает мистический опыт, позволяющий ему осознать и подчинить себе окружающий мир, других людей, и в первую очередь самого себя. Поскольку противостояние требует огромной энергии, используются жертвоприношения и ритуалы. Многие ритуалы, как например наведение порчи через куклу, волосы или клочки одежды, очень схожи с шаманизмом или африканским Вуду. Во многом из-за этого, вокруг Бона сложилась слава «черной магии». На самом деле, адепт может с одинаковым успехом как наводить порчу, так и лечить людей.

Экспозиция «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм».


190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80