• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Богораз Владимир Германович

Богораз Владимир Германович, псевдонимы Н. А. Тан, В. Г. Тан, при публикациях на: англ.языке –  Waldemar Bogoras (15 (27) 04. 1865 –10. 05. 1936) – выдающийся историк ранних форм религии, этнограф,  лингвист, писатель, поэт и общественный деятель,  член-корреспондент Академии наук, профессор Ленинградского университета, основатель и первый директор Государственного Музея истории религии.
В 1880 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. С 1881 г. –  участник народовольческого движения, вхо¬дил в кружок, кото¬рым руководил А. Желябов, в 1885 г. был одним из организаторов съезда «Народной воли». В  1886 г. был арестован и три года нахо¬дился в заключении в Петропавлов¬ской крепости. В 1889 г. был сослан на 10 лет в Среднеколымск. Там увлекся этнографией,  с 1895 г. как сотрудник Якутсой этнографической экспедиции  всесторонне исследует язык, общественный строй, быт и культуру чукчей и эвенов, кочевавших по притокам Колымы.  В 1896 г. начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. С 1900 г. – сотрудник Северо-Тихоокеанской этнографической экспедиции Джезупа. С 1902 по 1904 г. Богораз обрабатывал экспедиционные  материалы в Нью-Йоркском музее естественной истории и подготовил к печати получивший всемирное признание труд по этнографии и мифологии чукчей в четырех частях (впервые опубликован на английском языке). Там он написал серию очерков о жизни духоборов, эмигрировавших от преследований из России в Канаду  («Русские в Канаде», 1904).
В 1905 – один из организаторов «Крестьянского союза», в 1906 – член «Трудовой группы» в Государственной думе. Сотрудничал в ряде левых газет как литератор и журналист. С 1914 по 1917 г. в качестве начальника санитарного отряда участвовал в военных действиях.
С 1918 г. Богораз – хранитель экспозиции отдела Сибири Музея антропологии и этнографии. В 1921 г. начал читать лекции на этнографическом и географическом факультетах Ленинградского университета. Богоразу принадлежала инициатива создания Института народов Севера ЦИК СССР – первого специального учебного заведения (рабфака) для представителей коренных народов  Сибири. В апреле 1930 г. в Ленинграде в Зимнем дворце была организована под руководством Богораза Антирелигиозная выставка Академии Наук СССР. Он был инициатором создания и первым директором (1932–1936) Музея истории религии, который им задумывался как научно-исследовательский центр по сравнительному изучению религии.
Члену многочисленных зарубежных научных обществ, Богоразу принадле¬жат около 130 печатных трудов по эт¬нографии, фольклору и лингвистике. Основные его исследования посвящены культуре народов Евразии и Америки, в 1930-е гг. он  подготовил авторизованный русский перевод своего четырехтомного труда о чукчах; при жизни Богораза была опубликована только первая часть перевода. Он выдвинул оригинальную концепцию становления шаманских представлений, изложенную в фундаментальном труде «Стадии развития шаманства», который он надиктовал своим ученикам (не опубликовано). В 1923 г. написал книгу «Эйнштейн и религия. Применение принципа относительности в к исследованию религиозных явлений», в которой сделал попытку доказать, что в религиозных представлениях исчезает различие между реальным и воображаемым, меняется представление о  времени и пространстве. Эта работа вызвала критику в субъективизме, и Богораз отказался от идеи выпустить ее продолжение. Под влиянием труда Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом завете» Богораз написал книгу «Христианство в свете этнографии» (1928).
Богораз был выдающимся лингвистом: впервые составил грамматику и словарь луораветланского (чукотского) языка Им были собраны и опубликованы тексты на чукотском, нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках. Он издал очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенского (ламутского) языка, материалы по которому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря. В 1987 году его именем была названа Чукотская окружная публичная универсальная библиотека .

Избр. литературные произведения:
Собрание сочинений, изд. «Просвещение», тт. I– XII, СПБ, 1910–1911.
Собрание сочинений, изд. «Земля и фабрика», тт. I–IV, М. –Л., 1928–1929.
Колымские рассказы, ГИХЛ, М. –Л., 1931.
Научные труды:
The Chukchee. Material Culture. The Jesup North Pacific Expedition. Memoir of the American Museum of Natural History. New York. Vol. 7. Part 1. Leiden-New York, 1904.
The Chukchee Religion. The Jesup North Pacific Expedition. Memoir of the American Museum of Natural History. New York. Vol. 7. Part 2. Leiden-New York, 1907.  
The Chukchee Social Organisation. The Jesup North Pacific Expedition. Memoir of the American Museum of Natural History. New York. Vol. 7. Part 3. Leiden-New York, 1909.
Chukchee Mythology. The Jesup North Pacific Expedition. Memoir of the American Museum of Natural History. New York. Vol. 8. Part 1. Leiden-New York, 1909.
The Eskimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden – N. Y., 1913.
Koryak texts. Bogoras, Waldemar (American Ethnological Society Series Ed. Boas, Franz) Leyden : E. J. Brill; New York, G. E. Stechert, 1917.
Краткий путеводитель по выставке «Чукотское общество». Л., 1934;  Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь. М.;Л., 1933.
Чукчи. Часть 1. Л., 1934 (авторизованный пер. с англ.).
Эйнштейн и религия. Применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений. М.-П., 1923.
Распространение культуры на земле. Основы этнографии. М.-Л., 1928.
Христианство в свете этнографии. Л., 1928.
Чукчи II. Религия. Л., 1939 (авторизованный пер. с англ.).
Материальная культура чукчей. М., 1991 (авторизованный пер. с англ.).

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80